Премия Рунета-2020
Тула
+13°
Boom metrics
Авто27 августа 2013 9:25

Тульский «ВЗГЛЯД» на «чипованные» номера

У нас в стране все происходит «внезапно» и «неожиданно». «Внезапно» приходит зима, а затем «неожиданно» наступают морозы, и выпадает снег. Так же «внезапно» и «неожиданно» пришла новость: «В России все автомобильные номера оснастят микрочипами с технологи
Константин ШИШКИН

Такое поручение премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал руководителям МВД, Минкомсвязи, Минфину и Минпромторгу РФ по итогам заседания совета по модернизации и экономики и инновационному развитию России.

Поручение должно быть исполнено до 6 ноября 2013 года.

Но, как всегда, никто не объяснил, зачем это нужно, кроме того, что «применение чипов в автомобильных номерах позволит получать всю информацию о транспортном средстве и о его перемещении». Поэтому, прежде всего новость вызвала всплеск негативных отзывов у автолюбителей. Однако туляки давно к этому готовы - именно в Туле впервые в мире заложены основы новой технологии с использованием радиочастотной идентификации (RFID) не только для идентификации транспортных средств, но в первую очередь для управления движением, для борьбы с пробками.

Дорожная идиллия

Если вы не поленились и прочитали эти две статьи, вам сразу станет понятно, почему водителям выгодно будет устанавливать «чипованные» номера.

RFID это мировой тренд в логистике. Широко используют в мире радиочастотную идентификацию и для идентификации транспортных средств, однако для контроля соблюдения ПДД и управления движением эту технологию применили впервые в мире именно в Туле.

Разработку данного проекта ведет научно-технический холдинг «ВЗГЛЯД», расположенный в Туле.

- Меня всегда удивляло - пояснил руководитель холдинга, Игорь Мацур, - что, несмотря на такой высокий уровень развития техники в мире, транспортные системы продолжают жить «по-старинке». Ведь у каждого сейчас есть телефон с «симкой», «таблетка» для домофона, банковские карточки, то есть современный человек может жить без «посредников», используя современные информационные технологии. Однако чтобы отследить нарушение правил дорожного движения, до сих пор используется камера, которая сфотографирует номер, с помощью сложной программы распознает цифры, затем снимок должен прийти оператору, оператор должен сверить правильность полученной информации, затем отправить по почте уведомление. К чему это привело в результате? Операторы не справляются с потоком протоколов, а суды с ростом исков за неправомерные штрафы. Дело в том, что в некоторых случаях, камера, фиксируя нарушение, снимает не машину нарушителя, а автомобиль, идущий рядом с ним. А если номер загрязнен или отсутствует, то идентифицировать автомобиль становится практически невозможно. Произошло «насыщение» камерами. Камер в той же Москве множество, но результат оптимизации управления движением – нулевой. Именно поэтому разработчики ИТС «ВЗГЛЯД» решили сделать ее полностью автоматической, то есть без участия человека. Более того, система «Взгляд» сможет не только отслеживать автомобили, но и эффективно управлять дорожным движением.

Как это работает?

- Первое, с чего стоит начать, как и для любой задачи, необходимо получение точных исходных данных об автомобиле, – продолжает Игорь Юрьевич. - Традиционный способ - это видеокамеры. Но, как уже говорилось ранее, они могут давать недостоверную информацию. Поэтому мы решили обратиться к RFID. В ее основе лежит считывающее устройство, которое автоматически идентифицирует автомобиль при помощи двоичного кода. В каждой посылке имеется проверочный код, который сравнивается с основным. В случае несовпадения хотя бы одного символа идентификация считается недостоверной. Это называется верификацией. В случае, если код считывается не полностью или ошибочно, автомобиль просто не распознается. Поэтому решение о нарушении принимается автоматически без участия оператора.

Само собой в ходе беседы возникает вопрос: если система автоматическая, то и работники ГИБДД, получается, не нужны?

- Нет, конечно, у сотрудников ГИБДД останется работа, - отвечает Игорь Юрьевич. - Правда, работа у них станет более конкретная. Услуги полицейских будут использоваться только для выезда на места ДТП или для перехвата нарушителей и преступников.

- Значит ли это, что водители, при помощи «глушилок» на свои авто, смогут уходить от ответственности, «выпадая» из системы?

- Это не так, - поясняет Игорь Юрьевич. - Вычислить глушилку совсем не сложно. Более того система предполагает использование уже установленных многочисленных камер фотофиксации, чтобы выявлять мошенников.

- В других системах с использованием RFID ставится задача научиться «грамотно» идентифицировать автомобили, в целях безопасности или учета. Безусловно, выявление нарушений на ПДД значительно снижает не только аварийность на дорогах, но и улучшает в целом дорожную ситуацию. А мы, прежде всего, ставим перед собой другую цель - дать людям возможность облегчить свою жизнь на дорогах. И, в том числе, избавить город от пробок, - продолжает Игорь Мацур. - Поэтому, мы решили использовать эту технологию, в первую очередь для того чтобы регулировать дорожное движение.

«Электронный городовой®»

Этот способ прост технически (обычный переключатель) заключается в следующем. Все автомобили, подъезжающие к перекрестку на определенное расстояние во время красного сигнала светофора, будут фиксироваться системой, и после включения зеленого света, все эти автомобили, подъехавшие ближе заранее установленной границы, обязательно пересекут перекресток. После проезда автомобилей, накопившихся перед светофором, сигнал светофора снова сменится на запрещающий и освободит движение для другого направления машин. Стоит отметить, что каждый водитель, подъехавший по «красному» сигналу ближе установленной дальней границы, обязательно пересечет перекресток уже на следующем «зеленом». Соответственно, какая бы не была разница в количестве полос движения, машин и их скорости, очереди на перекрестке выровняются и уменьшаться до нескольких единиц. Таким образом, пробки исчезнут, и водители вздохнут свободно. Эти выкладки подтверждаются математическим моделированием, которое проводит транспортный факультет Тульского Государственного Университета. Для сравнения: в средней тульской пробке можно простоять до 7-8 минут, нервно наблюдая за тем, как на перекрестном направлении свободно проезжает всего по паре машин за период зеленого света светофора.

Такой принцип разработчики решили назвать «принципом равенства и справедливости». То есть, каждому по потребностям, исходя из возможностей. Но даже при таком, высокоэффективном способе регулирования движением (на два порядка эффективнее обычного светофора), все равно может образоваться пробка в случае, например, природных катаклизмов.

- На этот случай предусмотрена еще одна фишка, - поясняет Игорь. – В случае, если система фиксирует увеличение интенсивности дорожного движения, то она рекомендует всем находящимся поблизости машинам выбрать другой путь, в объезд. То есть ИТС указывает на пробку еще до ее образования! Но даже если затор все же образовался, то несколько перекрестков объединяются в один. Накопившаяся колонна автомобилей проезжает эти перекрестки и путь снова свободен для движения.

Кроме того, система также предусматривает выделение особых «экстренных» и платных полос для движения. В первом случае она будет предоставлять приоритет для проезда экстренных служб (скорая, пожарные и полиция), а во втором будут проезжать все желающие, готовые заплатить побольше, чтобы доехать побыстрее, например в аэропорт.

Для реализации этого алгоритма мы разработали принципиально новую систему идентификации: подземный индукционный считыватель. Он устанавливается под дорожным полотном, не изменяет архитектурный облик города и абсолютно безопасен для людей и животных. Для считывания идентификационной информации в наших проектах применяется индукционные регистрационные номера с использованием микропроцессора. Таким образом, получается своеобразный электронный номер, который по внешнему виду ничем не отличается от существующих, за исключением того, что он не металлический, а значит более дешевый.

Это поможет сэкономить на производстве номеров и сделает их эксплуатацию намного проще. Так, на «пилотном» режиме замену старых алюминиевых знаков на новые, пластиковые, планируется проводить бесплатно, а впоследствии они будут стоить не дороже сегодняшних. Кроме того, подделать или украсть такой номер будет практически невозможно, потому что в нашей системе существует еще ряд подсистем, таких как защита от угона, от перевешивания номеров, дистанционная идентификация водителей, но об этом мы напишем в следующий раз.

В процессе работы системы, считывающее устройство будет располагаться под дорожным полотном, и, проезжая мимо такого рубежа, автомобиль будет фиксироваться, а информация поступать в дорожный контроллер и обрабатываться с целью обеспечения оптимального управления движением. Затем эта информация стирается за ненадобностью, так что ни о каком слежении не может быть и речи. Слишком сложно, дорого и не целесообразно гонять по коммуникационным сетям огромные массивы информации.

И волки сыты…

Итак, водители сэкономят время на передвижении по городу, снизится расход бензина, а жители не будут дышать вредными выхлопами. Но разработчики системы «ВЗГЛЯД®» планируют экономию водителей и в других вопросах. Дело в том, что каждый автовладелец вынужден платить годовой налог на содержание и благоустройство дорог, и делает это независимо от того, ездит он на машине, или нет. Новая же система может работать иначе: с каждого водителя будет взиматься плата за то расстояние, которое он проезжает. Такой принцип работы чем-то напоминает работу сотовых операторов: говоришь – платишь, а если не пользуешься телефоном, то и платить не нужно.

Так, водители смогут оплачивать не только дорогу, но и парковку, и штрафы в реальном времени прямо с лицевого счета, закрепленного за водителем.

Стоит отметить, что к настоящему времени получено два десятка патентов на всевозможные способы и устройства АСУДД «ВЗГЛЯД®», в том числе на автоматическую систему контроля соблюдения правил дорожного движения патент получен в большинстве технически развитых стран: Евросоюзе, Америке, Австралии, Японии, Корее, Сингапуре и т.д.. К слову, наши земляки, единственные россияне, которые в октябре представляют свою систему в Токио на Всемирном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам.

А в чем принципиальное отличие подземного считывателя от обычного надземного? Сейчас модно говорить о системах на ПАВ структуре, что это такое.

Надземный считыватель работает на сверхвысокой частоте, соответственно ему присущи все недостатки, которые порождаются физикой распространения радиоволн: например интерференция, переотражение, затенение и т.д. Следовательно, невозможно определить точное месторасположение машины, а часть машин в плотном потоке просто будет потеряно. В большом количестве они нанесут своим излучением вред здоровью. Т.е. в условиях города для управления движением они не пригодны. Метки на ПАВ структуре (поверхностно акустических волнах), это один из видов кодирования информации. Они хороши только для военных целей, так как они стойки к ЭМИ ядерных взрывов, но для управления движением не годятся по многим причинам. Так, например, в отличие от микропроцессорных меток, они не перепрограммируются, их нельзя различить при одновременном считывании нескольких машин на соседних полосах, они дороже в серийном производстве и т.д. Мы в свое время рассматривали возможность их применения, но пришли к выводу о не перспективности этого направления.

История

- Идея появилась еще в 2005 году, - рассказывает руководитель проекта Игорь Мацур, - в 2008 году мы получили первый патент. Затем он был опубликован на Роснано форуме в 2009 году, а затем на всемирной конференции по безопасности дорожного движения, где присутствовали представители 170 стран мира. Правда, в тот момент нам просто улыбались, кто-то покрутил пальцем у виска. Сказали: «Этого никогда не будет, невозможно. И вообще, видеокамеры всюду стоят, зачем нам лишние заботы».

Тем не менее, на днях первый образец системы успешно прошел «полигонные испытания». В ближайшее время, демонстрационный образец будет смонтирован на улицах нашего города и мы сможем увидеть его в действии.

Поэтому, в скором времени все мы сможем обзавестись новыми «электронными» номерами и выйти на новый качественный уровень потребления в сфере дорожного движения. Было бы желание.