Премия Рунета-2020
Тула
+21°
Boom metrics
Общество27 октября 2011 10:29

Байки из тульских склепов

Для наведения порядка на тульских кладбищах срочно нужны спонсоры и волонтеры [фотогалерея]
Источник:kp.ru

РЕЙТИНГ МЕМОРИАЛЬНОГО УРОДСТВА

Уважение и любовь «к отеческим гробам» всегда считались одними из главных общечеловеческих добродетелей. И до революции у туляков с этим было все в порядке. Зато с началом «эпохи исторического материализма» у многих наших земляков в головах пошел перекос в отношении к предкам и кладбищенским церемониям. Конечно, отчасти он объяснялся официально внедряемой нетерпимостью по отношению к религии. Но надо учитывать и своеобразие тульского характера.

По рассказам известного краеведа Михаила Майорова, к ритуалу захоронения родных и близких туляки еще с советских времен начали подходить более чем творчески, используя в качестве памятников довольно неподходящие для этого вещи. Например, на Всехсвятском кладбище над одной из могилок гордо возвышается пустой газовый баллон с привинченной к нему фотографией покойного. На том же некрополе на могиле погибшего летчика водружен круглый корпус от стиральной машинки, украшенный звездой, портретом и надписью: «Всю жизнь летал и долетался!»

На одном из видных мест Спасского кладбища, возле храма, стоит памятник 60-х годов прошлого века, которого многие пугаются. Красивая беломраморная женщина с выражением ужаса на лице не то вылезает из груды камней, не то пытается удержать их над собой.

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

-Она мне с детства в кошмарах снилась, - рассказывает Михаил Майоров. – Не то это аллегория смерти, не то намек на обвал… Там надпись «Трагически погибла»...

Неподалеку возвышается еще один «шедевр» советских времен. Уродливой коробочке с высоким шпилем, на высоких и тонких паучьих ножках, очень подходит прозвище «ракетоноситель», присвоенное Михаилом Майоровым. Этот образец ритуального дизайна не сохранил никаких сведений о покойнике. Однако продолжает «украшать пейзаж», несмотря на все просьбы краеведов его убрать.

Другой «шедевр» ритуального уродства, похоже, втихомолку снесли сами посетители Спасского кладбища. На могиле грудного ребенка стояла стела с фигуркой куклы-«пупса», выглядевшей отвратительным глумлением над младенцем. Возмущались абсолютно все проходившие мимо посетители кладбища. Вот кто-то и не выдержал…

В роли памятника на еще одной детской могилке того же некрополя - облезший и позеленевший от времени игрушечный зайчик. Это явно незаконное захоронение. Судя по всему, здесь лежит убитый матерью ребенок-«грудничок». Спрятанная в траве на самом краю кладбища, могила существует уже около 40 лет. И вся покрыта новенькими искусственными цветами. Мать раскаялась? Бабушка горюет о внуке? Никто не знает.

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

- Были здесь и собачьи могилы, - рассказывает Михаил Майоров. – На одной стоял памятник с надписью: «Любимому псу Шарику». Потом всю эту «собачатину» снесли…

Кошки-биоэнергетики и свирепые мутанты

Животный мир «городов мертвых» - вообще отдельная песня. На Зареченском Спасском кладбище в последнее время «тусуется» много кошек – совсем диких и полудомашних, выброшенных на улицу жестокосердными хозяевами. Говорят – и лично пришлось видеть – что кладбищенские мурки предпочитают сидеть на «свежих» могилах. Может, они чувствуют, как земля в этом месте разогревается из-за процесса гниения захороненного тела. А биоэнергетики уверяют, что кошки отлично чувствуют места концентрации отрицательной энергии и любят на них устраиваться…

В основном же, считает Михаил Майоров, негативной энергетикой отличаются новые кладбища. И больше всего ее на Смоленском некрополе Мыльной горы.

- По числу могил, где лежат погибшие неестественной смертью, это наше кладбище стоит на третьем месте после московских и екатеринбургских, - объясняет краевед. – От этого и негатив. На старинных кладбищах захоронений с убитыми людьми гораздо меньше, чем на современных. Наши старые кладбища – самые экологически чистые места города. Здесь растет масса лекарственных трав и очень вкусные грибы. Народ их собирать боится, опасаясь, что они впитывают в себя трупный яд. Но как раз его грибы не воспринимают. А на Чулковском кладбище – изумительная малина…

На Спасском кладбище живет около 50 видов птиц, на Всехсвятском – около 100. Освоили территории тульских некрополей также ежи и белки. А на Всехсвятском кладбище в последнее время расплодился совсем новый вид – помесь крысы с хомяком. По словам местного сторожа, не один раз видевшего жуткую тварь, этот мутант отличается более крупными, чем его прародители, размерами и отчаянной свирепостью. Любимая повадка – грызть посетителей за ноги. Поэтому в одиночку посещать кладбище его сторож категорически не рекомендует.

Вандалы с идеями и без

Поневоле подумаешь, что кошмарный зверь появился на свет не сам по себе, а был нарочно выведен «потусторонними силами» для защиты родного кладбища. Грабежи и вандализм в «городах мертвых» уже никого не удивляют.

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

- На Спасском кладбище абсолютно никто не смотрит за сохранностью его памятников, - с горечью говорит Михаил Майоров. – На Всехсвятском сторож только и делает, что вызывает наряды полиции, когда идут ночные экскурсии. А когда «шуруют» грабители – он не видит. Всю «нержавейку» на кладбищах давно покрали. Теперь принялись за железные и чугунные кресты. Об осквернении захоронений и говорить не приходится. Чтобы скинуть памятник с места, нужно три минуты. Чтобы восстановить – годы и десятилетия...

На Спасском кладбище совсем недавно, в августе, был восстановлен портретный барельеф на могиле Заслуженной артистки тульского драмтеатра Валентины Шевыревой. Барельеф был каменный, с имитацией позолоты, и еще лет 10 назад его сбили кладбищенские грабители, думая, что это ценный металл. Разглядев, что ошиблись, тут же его бросили. И барельеф все это время хранил у себя дома краевед Алексей Камоликов. Спасибо ему и Михаилу Майорову – убедили городской комбинат спецобслуживания, и мастер кладбища Дмитрий Чинков водрузил портрет артистки на место. Нет, вообще-то, комбинат спецобслуживания много делает для своих «упокоенных» клиентов. Но там работает всего четыре человека – везде не успеть…

Тем более не уследить за извилистым ходом мысли живых. Например, на Спасском кладбище есть могила писателя раннесоветских времен Павла Стародубцева. И нет никаких данных о его родстве с однофамильцем – бывшим губернатором области. Однако в пору правления Василия Александровича памятник на могиле писателя опрокидывали аж два раза. Хотя он-то в чем провинился?!

Но пример современным вандалам подали еще комсомольцы 30-х годов прошлого века. На Спасском кладбище сохранился «наглядный экспонат» эпохи «борьбы с опиумом для народа» - старинный чугунный крест с обломанной верхушкой. Почерк «шаловливых ручек» нынешних сатанистов тоже вполне узнаваем – горизонтальные и наклонные планки могильного креста они обламывают с северной (то есть, правой) стороны.Работа «безыдейных» вандалов отличается бессмысленной жестокостью. Например, на Спасском кладбище этим летом они осквернили памятник чьим-то родителям. Теперь безымянным, потому что надгробный камень свалили лицевой стороной вниз. А поверх трогательной эпитафии с боковой стороны: «здесь покоится отец и мать» - написали общеизвестное неприличное слово из трех букв.

На фоне этих безобразий привычка некоторых зареченцев жарить на Спасском кладбище шашлыки кажется почти невинной. Хотя неизвестно, из какого мяса их жарят!

Кости вышвырнули на помойку

Но, пожалуй, хуже вандализма – обычное человеческое недомыслие «иванов, родства не помнящих».

Михаил Майоров ведет корреспондентов «КП в Туле» на экскурсию по Спасскому кладбищу. Оно не самое крупное в городе – здесь лежит около 300 тысяч туляков, тогда как на Всехсвятском – около 800 тысяч. Зато Спасский некрополь был главным в Туле, учрежденным специально для оружейников в 1772 году лично Григорием Орловым. По подсчетам краеведов, здесь захоронено очень много для такой небольшой территории знаменитых туляков – 115. Не говоря уже о представителях старинных тульских династий оружейников, купцов, известных заводчиков и домовладельцев.

По лабиринту могильных оградок выходим к одному из первых захоронений кладбища – семейному участку оружейников Боровиных. Расположено оно на самом почетном месте – перед алтарем храма Спаса на Горе. Точнее, было расположено. В советские годы поверх тел Боровиных – хочется надеяться, кости не выкинули на помойку! – захоронили какое-то другое семейство. Хотя, скорее всего, кости все же выкинули. Ведь хватило же совести в годы «исторического материализма» перетащить на верхушку кладбищенской помойки памятник одного из Лялиных!

Этому известнейшему и богатейшему тульскому семейству самоварщиков, заводчиков, купцов и домовладельцев вообще крупно не повезло с упокоением. До революции они были настолько влиятельны, что на одной из Лялиных женился граф Толстой - четвероюродный дед великого писателя. В советские же годы все памятники с их более чем стометрового семейного участка захоронений стащили в одну яму. А поверх – или вместо – именитых костей положили обычных граждан СССР. На сваленных в кучку роскошных гранитных и мраморных надгробиях привыкли кайфовать местные наркоманы. А ныне живущие потомки Лялиных и не думают о восстановлении «отеческих гробов».

Впрочем, не они одни. Недалеко от кучки надгробий Лялиных свалены старинные надгробия зареченских мещан и оружейников Жижиных. Повалены все надгробия самоварщиков Чигинских. Одним из самых позорных мест на кладбище стала могила Евгения Полковского, участника боевых действий в «горячих точках» послевоенного времени. Последнее пристанище заслуженного человека сплошь заросло кустами в человеческий рост. Траурные цепи, окружавшие захоронение, украдены. А памятник еще весной упал надписью в землю, да так и лежит, что делает могилу не только запущенной, но и безымянной.

- Перед иностранцами стыдно! – комментирует Михаил Майоров. – В особенности, немцы очень любят посещать тульские кладбища…

Наверное, представителям страны, побежденной в Великую Отечественную войну, приятно видеть, как унижены после смерти и предки, и потомки их победителей.

Для наведение порядка на тульских кладбищах городу срочно нужны спонсоры и волонтеры! Ведь общеизвестно: "поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой".