Премия Рунета-2020
Тула
+21°
Boom metrics
Общество27 мая 2022 13:45

Дарья Зябрева: «Лига Лекторов» - отличный способ для самосовершенствования!

Более 5000 заявок со всей страны поступило от желающих принять участие во втором сезоне «Лиги Лекторов»
Дарья Зябрева - финалист Тульского региона «Лиги Лекторов». Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Дарья Зябрева - финалист Тульского региона «Лиги Лекторов». Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Этот конкурс Российского общества «Знание» нацелен на поиск и отбор талантливых лекторов, профессионалов из разных областей знаний, готовых делиться ими с аудиторией.

Стать частью «Лиги Лекторов» захотели жители более 370 городов и 175 поселков и сел. Более половины заявок прислали кандидаты младше 35 лет, самому молодому - 18, а самому возрастному лектору - 89 лет. В финале конкурса 100 лучших лекторов, успешно прошедших все этапы, прочитают лекции в Москве, в ведущих вузах страны. Победителей выберет аудитория. Финалисты получат звание лектора «Знания» и возможность регулярно выступать в просветительских мероприятиях общества по всей России.

Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Фото: Полина ЛЫСЕНКО

«Лига Лекторов»: тульский этап

В апреле Тула стала одной из девяти площадок очного полуфинального этапа конкурса. 43 участника из 12 городов в течение трех дней делились знаниями с аудиторией и состязались за право выхода в финал. Лекции коснулись широкого круга тем, естественных и гуманитарных дисциплин, теоретических знаний и практических навыков, особенностей проведения тренингов и мастер-классов.

В конце каждого 20-минутного выступления на экране появлялся персональный QR-код лектора, и все, кто смотрел лекцию, могли оценить ее по 5 критериям: навыку работы со зрителями, владению темой, ее актуальности, культуре лектора и креативности подачи.

Сергей Виденин. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Сергей Виденин. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

- Региональный этап конкурса впервые проходит офлайн, - подчеркнул первый заместитель гендиректора Российского общества «Знание» Дмитрий Рыбальченко. - Это показатель того, как мы выросли: теперь мы собираем вживую и аудиторию, и участников по всей стране. Интересная цифра: в первом сезоне в конкурсе участвовали 2,5 тысячи человек, во втором - 5 тысяч, и уже на третий сезон подано свыше тысячи заявок, хотя мы еще даже во втором до финала не добрались.

Физика - путь к победе

От Тульского региона в финал «Лиги Лекторов» вышла Дарья Зябрева, преподаватель физики Щекинского политехнического колледжа. В копилке 30-летнего педагога уже много профессиональных достижений: Дарья Сергеевна является неоднократным лауреатом различных премий. И вот преодолена еще одна ступень к успеху!

Дарья Зябрева со своими учениками. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Дарья Зябрева со своими учениками. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Мы побеседовали с финалисткой «Лиги Лекторов» вскоре после оглашения результатов:

- Как вы узнали о конкурсе «Лига Лекторов» и почему решили принять в нем участие?

- Когда я услышала о «Лиге Лекторов», то первая мысль, которая пришла мне в голову: «лектор - это педагог», то есть это синонимы. У меня есть много задумок: как преподаватели, мы обязаны давать открытые уроки, должны профессионально расти, и этот конкурс - один из способов самосовершенствования.

Еще один стимул участвовать в «Лиге Лекторов»: я представитель педагогической династии. Моя мама - преподаватель химии и биологии, муж - преподаватель аддитивных технологий в том же колледже, где я работаю. И он в прошлом году стал финалистом конкурса среди мастеров производственного обучения, представляя Тульскую область. Как жена, я поддерживала и сопереживала ему во всем. И тогда подумала: а ведь я тоже могу достичь успеха в каком-нибудь всероссийском конкурсе.

- Какой теме посвящены ваши лекции?

- Мои выступления на «Лиге Лекторов» посвящены физике, но названия лекций неординарны. Например, в полуфинале тема была «Что общего у Губки Боба и самолета?». На первый взгляд непонятно, но речь там идет о законе Бернулли. Физика - это не только формулы, она может быть красивой, и в финале конкурса я хочу это показать.

Екатерина Левина. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Екатерина Левина. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

- С какой аудиторией вам интереснее всего работать?

- Знаете, участие в «Лиге Лекторов» можно сравнить с первым входом в учебную аудиторию 1 сентября. Потому что и там и там ты еще не знаешь этих ребят, и необходимо расположить к себе аудиторию в течение примерно 20 минут. В этом смысле преподавательские лекции и выступление в «Лиге Лекторов» очень схожи. У меня нет опыта работы с аудиторией младше 15 лет, потому что у нас в колледж ребята приходят на базе 9 - 11-го класса, но иногда приходится работать с людьми, которые старше меня. Таким образом, приходится находить общий язык со многими. Я не могу сказать, что у меня есть какая-то любимая аудитория, но, наверное, все-таки молодежь можно отнести к фаворитам.

- Для вас важна победа или достаточно роли участника в конкурсе?

- Важно и то и другое. Ведь победители получат поддержку в реализации просветительской деятельности. Например, у меня есть канал на YouTube, и я его не сильно развиваю - только знакомлю с ним учеников, выкладываю видео с лекциями. Мне хотелось бы на базе нашего колледжа создать съемочную студию, чтобы я и мои коллеги тоже могли записывать подобного рода контент. Это важно, потому что необходимо находить методы, с помощью которых можно наиболее эффективно донести информацию до своих учеников.

Что касается участия, то на днях был создан чат в мессенджере, где общаются именно финалисты «Лиги Лекторов». И узнаешь очень много нового друг от друга, привносишь что-то свое и в то же время «забираешь» что-то от других. Манеры построения лекций, какие-то методики - это очень интересный опыт для меня, и как лектора, и как преподавателя.

Светлана Будникова. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Светлана Будникова. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

- В чем ваша лекторская фишка?

- Фишка моих выступлений заключается в том, что я «вызываю» аудиторию к себе, провожу эксперименты, то есть я активно взаимодействую со своими слушателями. Пытаюсь им показать, что эксперимент очень простой, но при этом эффективный для запоминания и изучения какого-то даже маленького кусочка физики.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный лектор?

- Он должен быть заинтересован в своей аудитории, и не важно, какая она будет: дошколята, школьники, студенты или пенсионеры. И если он заинтересован в своей аудитории, то он выкладывается на 100%, а значит, будет и соответствующий результат.

Ольга Казакова. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

Ольга Казакова. Фото: Полина ЛЫСЕНКО

- Какой совет можете дать тем, кто тоже хочет стать лектором?

- Не надо бояться: здесь, как в любой профессии, будь то сварщик или преподаватель, очень важна практика. Нужно не стоять на месте, развивать ораторское искусство, читать. Начинать нужно с малого: сначала можно попробовать выступить перед одним человеком, а потом расширять круг. Как говорится, дорогу осилит идущий!

2 июня в Москве на церемонии награждения будут названы имена лучших 50 лекторов, которые получат звание лектора «Знания». Главным призом для победителей станет поддержка Российского общества «Знание» в создании, развитии и продвижении просветительского контента, а также доступ к комплексной обучающей программе общества. Она включает лекции и мастер-классы по разработке, производству и продюсированию просветительского контента: блогов, авторских курсов, фильмов и других проектов, а также курсы по ораторскому мастерству.