Российский многофункциональный истребитель Су-57 на Международном авиакосмическом салоне МАКС, август 2019 г.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Утром 24 декабря с аэродрома Дземги (под Комсомольском-на-Амуре) взлетел новейший российский истребитель пятого поколения Су-57, сделанный на местном авиазаводе. Цель полета - испытание нового двигателя (его называют «двигателем второго этапа» или «Изделимем 30») и бортовых систем управления. В истребителе был заводской летчик-испытатель. Но примерно через 40 минут после взлета пилот сообщил на командный пункт, что истребитель теряет управление, а все его попытки исправить положение безуспешны. Су-57 терял высоту, находясь на безопасном расстоянии от города (100 км). В самый последний момент летчик принял решение катапультироваться. Его (как и десятки других пилотов, в разное время оказавшихся в такой же ситуации) спасло катапультное кресло К-36 легендарного конструктора Гая Северина.
Су-57 в воздухе. Фото Министерства обороны РФ
Срочно поднятый в воздух поисково-спасательный вертолет быстро обнаружил дымящуюся воронку от врезавшегося в землю истребителя. А в нескольких километрах - приземлившегося пилота (у него сработала система подачи аварийных сигналов «Комар»). Его быстро доставили в госпиталь. Летчик сказал врачам, что его «состояние отличное, ушибов не получил». И его отпустили из больницы.
А тем временем к расследованию причин крушения Су-57 (он же Т-50, он же ПАК ФА) уже приступила спецкомиссия Объединеной авиакорпорации. Пока изучаются две версии - техническая (неисправность системы управления машиной) и ошибки в пилотировании (человеческий фактор).
Некоторые летчики-испытатели, знакомые с Су-57, пока не спешат делать категорические выводы, и нахваливают новый двигатель, который «обеспечивает крейсерскую сверхзвуковую скорость самолета даже без форсажа. Это совершенно новая силовая установка». Те же спецы говорят, что для нового двигателя создана своя электронно-цифровая система управления «с полной ответственностью». Она принимает данные с множества датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система выполняет их с учетом текущих факторов.
Истребитель Су-57Э на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
И несмотря на все это, факт остается фактом - потерян первый Су-57 из тех 12, которые уже прошли все стадии испытания (Минобороны планирует за несколько лет получить 76 таких машин).
«Главное, что летчик-испытатель остался жив, - говорят на авиазаводе, - а новый истребитель мы еще сделаем».
Многофункциональные истребители пятого поколения Су-57 на Красной площади во время военного парада.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
По неофициальным данным, и потерянная машина, и новый движок вкупе обойдутся заводу примерно в 45 миллионов долларов (около 2,7 млрд.руб).
СПРАВКА «КП»
Су-57 — перспективный российский малозаметный самолет пятого поколения, также известный как ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), был создан ОКБ Сухого. Впервые поднялся в воздух в 2010 году.
Истребитель предназначен для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей с преодолением систем Противоракетной обороны (ПВО), дальней разведки и устранения всех существующих систем управления авиацией противника.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В НАТО дали кодовое обозначение для российского истребителя Су-57
За счет сверхзвуковых скоростей и малой заметности истребитель выделяется на фоне техники других стран (подробности)
Российский Су-57 и американский F-35. Кто лучше
После того, как на МАКСе-2019 Владимир Путин показал Реджепу Эрдогану новейший многоцелевой истребитель Су-57 (а турецкий лидер весьма «въедливо» интересовался его тактико-техническими характеристиками), еще сильнее пошли разговоры о том, что Турция купит российские самолеты вместо американских F-35. Разгорелись и споры о плюсах и минусах Су-57 и F-35. (подробности)