Звезды

Есть ли голливудские фильмы, где русские выглядят прилично

Вопреки сложившимся стереотипам, западные режиссеры не всегда показывает наших соотечественников злыми и сильно пьющими
«Молодой Папа» Джуд Лоу рвался к успеху в том числе через образ советского снайпера Василия Зайцева. Фото: Кадр из фильма

«Молодой Папа» Джуд Лоу рвался к успеху в том числе через образ советского снайпера Василия Зайцева. Фото: Кадр из фильма

Чаще всего в американском кино русские - это карикатурные, зловещие персонажи, которые кого-то кошмарят, за кем-то шпионят или чем-то нехорошим торгуют. Что поделать - гримасы холодной войны! Но, к счастью, даже из этого правила есть исключения.

«Враг у ворот» (2001)

Довольно необычно было видеть холеного британца Джуда Лоу, на тот момент уже получившего номинацию на «Оскар» за «Талантливого мистера Рипли», в роли советского героя Великой Отечественной. 18 лет назад британский актер сыграл снайпера Василия Зайцева, который лихо отстреливал немецких солдат и попутно охотился за матерым фашистским коллегой. Василий Григорьевич Зайцев - реально существовавший персонаж, отправивший на тот свет почти три сотни фрицев, и именно его вдруг решил прославить Голливуд.

Американский фильм про Сталинградскую битву, в которой союзники вообще не участвовали, да еще с бывшим уральским пастухом в центре сюжета - это, согласитесь, товар штучный.

«Звездный путь» (2009)

Русский - это не обязательно сильный. Русский может быть и умным. Тысячи наших специалистов, работающих на Силиконовую долину в США, подтвердят это. Таким был и Павел Чехов (сценаристы, очевидно, что-то слышали о русском театре), член команды корабля «Энтерпрайз» из культовой космической саги «Звездный путь» (или «Стар трек»). Про персонажа известно, что он родился в России в 2245 году. У него был отец Андрей и брат Петр, которого убили гуманоиды. После окончания Звездной академии Паша полетел в космос, там и остался. Чехов - стопроцентно положительный персонаж, обаятельный вундеркинд и мозговой центр корабля, иногда смачно произносящий наше фирменное выражение «ё-моё!». Особенно символично, что в ремейке «Звездного пути» 2009 года (оригинальный сериал вышел в 1966-м) Чехова сыграл американец с русскими корнями Антон Ельчин - парень, трагически погибший в 2016-м, родился в Ленинграде.

Переехав в США, Савелий Крамаров пробовал закрепиться в Голливуде. В «Москве на Гудзоне» он сыграл вместе со знаменитым Робином Уильямсом. Фото: Кадр из фильма

Переехав в США, Савелий Крамаров пробовал закрепиться в Голливуде. В «Москве на Гудзоне» он сыграл вместе со знаменитым Робином Уильямсом. Фото: Кадр из фильма

«Москва на Гудзоне» (1984)

Скромный советский саксофонист Володя Иванов (Робин Уильямс - с бородой и в шапке-пирожке на голове) летит в США на гастроли вместе с цирковым оркестром. Его приятель, клоун Толя (Илья Баскин, сидевший на первой парте в «Большой перемене»), ездит на собственной машине, живет в отдельной квартире, но все равно мечтает сбежать из СССР. В США артистов цирка опекает и пытается уберечь от глупых решений агент КГБ Борис (Савелий Крамаров).

У Толи сбежать не получается, а вот Володя остается, идет работать в «Макдоналдс», играет на саксофоне на улице. Несмотря на кучу штампов и откровенной клюквы, советский музыкант показан милым и добрым человеком, Робин Уильямс честно и очень забавно пробует изъясняться по-русски. Да и сотрудник КГБ в исполнении Крамарова вовсе не чудовище - он, кстати, тоже остается в Штатах, чтобы продавать хот-доги.

«К-19» (2002)

Фильмы о подлодках в Голливуде всегда пользовались успехом. Тем удивительнее, что американцы вдруг решили взять за основу сюжета очередной такой картины историю советского атомного ракетоносца К-19, потерпевшего аварию в 1961 году. У них что, своих ЧП не было? Харрисон Форд показал не очень приятного, довольно грубого, но, бесспорно, храброго, волевого и принципиального вояку, капитана Вострикова (его прототип - капитан 1 ранга Николай Затеев) - он пытается и команду спасти, и лодку не сдать врагу. При всем желании не обвинишь заокеанских коллег в том, что они поглумились над подвигом наших подводников.

«Красная жара» (1988)

В этой картине русский дух прославлял сам Арнольд Шварценеггер. Брутальный и молчаливый, он сыграл советского милиционера Ивана Данко, предки которого погибли во время Великой Отечественной. Отважный капитан вылетает в США, чтобы помочь коллеге - сержанту чикагской полиции Арту Ридзику (Джеймс Белуши) - поймать коварного грузинского наркомафиози Виктора Роста (сценаристы явно скоммуниздили частично эту фамилию у Шота Руставели, но не удосужились выяснить, как она пишется). Никто не ожидал, что на заре перестройки звезда образцовых голливудских боевиков изобразит советского милиционера, сделав его хорошим и честным парнем. Съемки проходили в Москве, в том числе на Красной площади, а Шварценеггер внимательно изучал характер русских по фильму «Ниночка», где Грета Гарбо сыграла партработника Нину Ивановну Якушову.

В роли агента КГБ, внедренного в ЦРУ, Анджелина Джоли была, откровенно говоря, не слишком убедительна. Но чертовски привлекательна! Фото: Кадр из фильма

В роли агента КГБ, внедренного в ЦРУ, Анджелина Джоли была, откровенно говоря, не слишком убедительна. Но чертовски привлекательна! Фото: Кадр из фильма

«Солт» (2010)

Скуластая Анджелина Джоли тоже играла русскую. Суперагент ЦРУ Эвелина Солт, а на самом деле агент КГБ Наташа Ченкова, была заслана в США для операции по уничтожению президента этой страны и захвата контроля над ядерным оружием. Однако Наташа оказалась настолько человечной и гуманной, что выбрала мир во всем мире и в итоге спасла Штаты от гибели, предотвратив ядерную войну.

КСТАТИ

Злые, потому что добрые

Разбирая феномен перманентного (за исключением перечисленных в этом материале примеров) кинозлодейства русских, журналист The Guardian Джо Куиннан предположил, что в случае с Россией подобные фокусы проходят легче всего. Ведь таким образом США уходит от потенциальных обвинений в неполиткорректности. Судите сами: любая другая нация, представителей которой регулярно делали бы в Голливуде злодеями, давно бы уже отлучила Голливуд от своего кинорынка. К примеру, несколько лет назад в ремейке «Красного рассвета» главным злом хотели сделать китайцев (они по сюжету нападали на США). Но потом продюсеры вспомнили про объемы киносборов в КНР и переделали головорезов в изолированных от западного кино северокорейцев. А вот широкая русская душа все стерпит: мы ни на что не обижаемся и потешаемся над нелепыми мерзавцами в ушанках и валенках, и даже платим деньги за просмотр фильмов с такими героями. Получается, именно наша доброта и способствует тому, что в иноземном кино мы почти всегда злые.