+12°
Boom metrics
Политика11 ноября 2019 10:47

Заграница премьеру Молдовы Санду поможет: А пусть Европа нам скажет, что делать!

Кроме того, она просит социалистов отозвать вотум недоверия правительства
У Майи Санду появилась идея.

У Майи Санду появилась идея.

Майя Георгиевна выступила на пресс-конференции с рацпредложением по выходу из «прокурорского кризиса», предложив следующее:

1. Принять поправки в закон о прокуратуре,

2. Отправить документ на экспертизу Венецианской комиссии Совета Европы.

3. Социалисты должны отозвать вотум недоверия кабинету министров.

4. Санду не выдвигает кандидатуру на пост генпрокурора до заключения комиссии.

Посмотрим, что на эту «рацуху» ответят социалисты.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр Муравский, вице-премьер Молдовы: "Это предложение премьер-министра не отвечает логике и духу молдавской Конституции"

Г-жа премьер-министр организовала брифинг, на котором заявила, что есть много стран, в которых кандидатуру генерального прокурора предлагает исполнительная власть, то есть правительство. Так что в её инициативе, что премьер-министр будет предлагать Высшему совету прокуроров кандидатов на пост генерального прокурора, нет ничего удивительного.

И вроде всё правильно, но есть нюансы, который говорят о том, что уважаемая премьер-министр несколько лукавит. Не могу даже допустить мысли, что она не понимает, то как это происходит на самом деле.

И вот эти нюансы.

1 . Действительно, в ряде стран, например Швеции, Австрии, Норвегии, Франции, Японии и ряде других генеральный прокурор назначается правительством. В Португалии - президентом по предложению правительством и так далее. Можно привести ещё десятки примеров о назначении прокурора президентом или парламентом по предложению правительства. Но правительства, а не премьер-министра. Для кого-то мелочь, а это очень важно. В названных странах правительство - это есть действительно коллегиальный орган, особенно, если правительство коалиционное. Это не как у нас, где премьер-министр - председатель колхоза, перед которым все, в том числе министры послушно склоняются. А если этому премьеру ещё и дать право самому (самой) выдвигать кандидатов, то, как говорится, сливай воду. Во-вторых, я не нашёл в этих странах предоставление права премьер-министру создавать комиссии по расследованию деятельности генерального прокурора, если он совершит какие-то, по мнению премьер-министра, незаконные действия. То есть наш премьер-министр сам (сама) решает, что прокурор совершил что-то незаконное.

2 . Тем самым премьер-министр уже подменяет и судебные инстанции. Но, самое главное, не это. Главное то, что порядок назначения и отзыва генерального прокурора нельзя рассматривать в отрыве от общей конституционной конструкции правовой системы и прав и обязанностей генерального прокурора и прокуратуры. В названных мною странах прокуратура является частью исполнительной власти, и во многих странах даже напрямую входит в сферу влияния министерства юстиции. У нас же в Конституции прокуратура отделена от исполнительной власти и входит в отдельную главу 9 "Судебная власть".

Поэтому принятие предложения о включении исполнительной власти в процесс отбора кандидатов на пост генерального прокурора можно рассматривать только после представления и принятия общей концепции реформы прокуратуры, её места в иерархии государственных органов, внутренней организации и соподчинённости и прочее.

В любом другом случае предложение премьер-министра просто не отвечает логике и духу молдавской Конституции.

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

ПСРМ отказалась от предложения Санду урегулировать политический кризис и настаивает на отзыве из парламента правительственной инициативы с поправками в закон о прокуратуре.