Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество13 мая 2019 15:55

Пилоты не виноваты, что их не научили летать

Авиаэксперт, журналист "КП" Игорь Зырянов - о том, что привело к трагедии в Шереметьево
Комсомольск-на-Амуре. В кабине пилота самолета "Сухой Суперджет" перед перед показательным полетом.

Комсомольск-на-Амуре. В кабине пилота самолета "Сухой Суперджет" перед перед показательным полетом.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Сейчас, когда дым над полосой Шереметьево и всем тем, что окружало тот полёт уже развеялся, можно разглядеть факты, которые остались. Самолёт взлетел и в наборе высоты получил проблемы в виде скачка по напряжению. Вроде бы из-за молнии. Зачем они туда полезли и так ли он был опасен, этот грозовой очаг, знает только комиссия, которая изучает обстоятельства авиакатастрофы и пока еще не обнародовала свои выводы.

В любом случае, уже сейчас понятно, что самолёт отработал штатно и перешёл в один из своих трёх стандартных режимов: “Direct mode”. Обычный режим, только лететь надо на руках. Инструкции предписывают воздержаться от длительного полёта в этом режиме. Но и о срочном возврате на аэродром там ничего не написано. Режим, все же, не является аварийным.

Но ситуация с подготовкой летчиков в России сейчас такова, что при рядовом НЕ автоматическом, ручном, заходе на посадку, надо выводить на поле весь пожарный состав и вспенивать полосу.

До 5 мая об этом ещё не знали. При посадке в ручном режиме пилот на Суперджете (как, впрочем, и на Айрбасе) управляет джойстиком (сайд-стиком).

Но в училищах этому не учат. Да, немного обучают при устройстве в авиакомпанию, но потом снова ежедневные полёты в автомате. Компании прямо запрещают ручное пилотирование даже в ясную погоду. Так спокойней - включай автопилот и лети. А за три часа тренажера раз в полгода приобрести навык очень сложно. (Да и кучу остальных процедур за это время нужно отработать).

Первый пилот SSJ-100 Денис Евдокимов устремляется к земле - посадить лайнер, во что бы то ни стало!!! Топливо решают не вырабатывать. С первого раза зайти на посадку не получается и капитан уходит на второй круг. Заход сложный, но все же штатный. Приходится пилотировать вручную, ориентируясь на непривычные планки на приборах, учитывать крепкий ветер слева, да ещё и повышенную массу. Во второй попытке у него - явный перелет. И все-таки командир, уже на середине полосы, дожимает лайнер к земле, да так, что тот аж отскакивает. Отскакивает прекрасный самолёт, которому не довелось летать. Ну, а что было дальше - все и так знают.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Летчик о трагедии в Шереметьево: Я посадкой то, как шел "Суперджет", назвать не могу. Это был неконтролируемый удар о земной шар

Пилот, посадивший аварийный Ту-154М на бетонку в Коми в 2010 году, Андрей Ламанов дал оценку некоторым выводам по катастрофе в Шереметьево (подробности)