Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics

Анна Климентова: Только индивидуальный подход

О том, почему зимы в разных городах так сильно отличаются друг от друга и есть ли возможность сократить число аварий и травм, мы спросили у руководителя аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог
Источник:kp.ru

- Есть требования федерального уровня, которые предписывают, что улицы должны быть чистыми от снега и льда через 4 часа после снегопада. Но как достичь данных требований - решение оставлено за муниципалитетами. Каждый город - индивидуальный организм. У него свой климат, свои особенности инфраструктуры и экологии. Поэтому должен быть индивидуальный, научно обоснованный и экономически взвешенный подход. Это только на первый взгляд кажется: «Чего там сложного?» Как люди любят говорить: «Надо просто убирать снег». Надо. Но это не просто. Как и когда вывести технику, чтобы не остановить движение? Где складировать и утилизировать снег, чтобы хватило машин на вывоз? Если днем «вбить клин» из дорожной техники в транспортный поток нельзя, то как сделать так, чтобы уже выпавший снег не превратился в лед? Что эффективнее - 10 дворников или одна маленькая машина для уборки тротуаров?

Ответы на данные вопросы неочевидны. И это все можно и нужно считать. Создавать для города технологические регламенты, где будут прописаны точки базирования техники, точки утилизации снега, порядок уборки, оснащение метеодатчиками и многое другое. Существуют экономические модели, которые позволяют рассчитать не только потребность в количестве машин, но и подобрать их оптимальные технологические параметры.

Есть миф, что песок или гранитная крошка - это дешево. Вы удивитесь, но все дорожники, с кем я общалась, в том числе в Германии, Финляндии и Норвегии, сказали обратное. Использование песка и гранита обходится очень дорого. Их требуется наносить больше, в 2 - 3 раза чаще, так как эти материалы быстро сдуваются с проезжей части. Таким образом, коммунальному хозяйству нужен автопарк в десятки раз больше, чем для использования реагентов. А еще - отдельный гараж с техникой, который будет собирать это все по весне. И утилизировать. Кстати, скандинавы отказались от идеи массово мыть гранит. Он становится золотым.

Экономика - это одна сторона. Другая - эффективность. Основные задачи уборки дорог - безопасность передвижения и поддержание пропускной способности улиц. С появлением наката скорость потока падает на 10 - 15 км/ч. Для любого мегаполиса это коллапс с вытекающими экономическими потерями.

В России почему-то не считают экономические потери людей, которые в результате скользких дорог попали в аварии или травмировались на улицах, а за границей это обязательно учитывается.

И поэтому во всех «зимних» странах накат, обработанный песком или крошкой, разрешен исключительно на региональных низкоинтенсивных дорогах до 3000 автомобилей в сутки.

Дороги с интенсивностью выше этого показателя убираются до «черного» асфальта с помощью реагентов, так как это вопрос безопасности людей.

Даже в Финляндии и Норвегии. Эти страны на дороги и тротуары высыпают соответственно 100 тысяч и 320 тысяч тонн химических веществ.

При этом за границей, в крупных городах, песок запрещен из-за его доказанного опасного воздействия на здоровье человека.

Радует, что все больше городов в России понимают, что к содержанию необходимо подходить многосторонне. И у нас есть примеры, когда внедрение продуманной современной технологии зимней уборки увеличивает уровень безопасности жизни в городе: отмечается снижение числа ДТП и травм пешеходов в зимний период на 30 - 70%. Например, в Казани, Самаре и Екатеринбурге.

Аналогично обстоит ситуация и с зимним пешеходным травматизмом. В Москве с момента применения комбинированных материалов с мраморной крошкой на тротуарах удалось в три раза снизить уровень травм от гололеда. В 12-миллионном городе этот показатель - самый низкий в стране. Всего 2000 - 2500 человека за всю зиму. В других городах России в среднем 7 - 8 тысяч человек получают увечья на скользких улицах в зимний сезон.

Власти Санкт-Петербурга тоже понимают необходимость пересмотра технологии зимнего содержания, о чем неоднократно заявляли. В России есть научный и технологический потенциал, чтобы и для города на Неве подобрать инструменты для безопасной и комфортной зимы.