Премия Рунета-2020
Киров
-9°
Boom metrics
Общество18 марта 2019 12:26

Сенатор от Кировской области Виктор Бондарев: «Школьники не умеют кидать гранаты»

Он предложил ввести в школах начальную военную подготовку
У некоторых школ есть средства не только для того, чтобы рассказать об армии, но и дать почувствовать себя военнослужащим

У некоторых школ есть средства не только для того, чтобы рассказать об армии, но и дать почувствовать себя военнослужащим

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Сенатор от Кировской области и председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев на встрече с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой возмутился тем, что школьники не умеют метать гранаты и не имеют навыков военной подготовки.

ПАЦИФИСТЫ НЕ ЗАЩИТЯТ РОДИНУ

Сенатор посетовал, что дети сейчас боятся автомата.

- Почему убрали НВП (начальная военная подготовка - Ред.) из школы? - Задал вопрос сенатор министру. - Понимаете, что пацифист никогда не будет защищать Родину? Стихотворениями и кисточкой этого не сделать! Ребенок должен знать, что есть присяга, что ее нельзя нарушить.

Ольга Васильева на его возмущение ответила лаконично: мол, для малышей такую подготовку вводить не стоит, а для старшеклассников, пожалуй, надо.

После этого сенатор предложил объединить ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) и НВП в один предмет и разделить программы.

БУКВА ЗАКОНА

Начальную военную подготовку как отдельный предмет убрали из школьного курса обучения после развала Советского Союза. «Закон об образовании» предусматривает армейскую муштру и ношение специальной формы для тех учеников, которые обучаются в специлизированных классах и школах. В названиях таких учреждений есть слова «кадетский», «нахимовский», «суворовский», «военный» и им подобные.

Для юношей из обычных школ доармейская подготовка тоже должна осуществляться. Об этом же написано и в законе «О воинской обязанности и военной службе»: «До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования».

- Каждый год у нас проходят военные сборы, - рассказал учитель ОБЖ одной из кировских школ Сергей Хмельных. - Учим детей стрелять из боевого оружия и пневматики, занимаемся с детьми физической подготовкой, ориентированием на местности. Все это входит в обязательную программу.

Преподаватель рассказал, что в сравнении с советским периодом, подобная доармейская подготовка стала мягче. Да и школы относятся к ней по-разному: у кого-то даже нет макетов автоматов или противогазов. Что уж говорить о тире или тренировочном полигоне!

Однако, Сергей Николаевич заметил, что многие школьные предметы содержат в себе знания, которые могли бы лечь в основу НВП. Так, на географии и ОБЖ дети проходят ориентирование, на истории говорят об армии и военном деле, кроме того, по программе ученики обязаны знать некоторые правила оказания первой помощи.

Учитель считает, что эти направления не помешало бы объединить в отдельный предмет, но делать это стоит с учетом современных реалий.

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли вводить НВП?

Сергей КИБАЛЬНИКОВ, профессор МГУ:

- Наверное, во всех школах это вводить не надо. В специализированных НВП могло бы быть интересно детям. Когда учился я, такой предмет был. Мне это оказалось полезно - я потом учился в политехническом институте, стал офицером.

Александр РЫВКИН, директор московской школы № 1811:

- Для чего это? В 10-м и 11-м классах дети проходят как минимум 5-дневные сборы. И зачем добавлять еще и НВП? Кстати, те же самые часы, что в советское время были отданы НВП, сейчас отданы ОБЖ. Научить стрелять из автомата - дело недолгое. Я застал и то и другое. Служил сам и знаю, что нужно для того, чтобы реально хорошо пользоваться автоматом Калашникова. И как бросать РГД-5.

Валерий КОМАРОВ, преподаватель ОБЖ рязанской школы № 31, ветеран Афганистана:

- В старших классах 40 часов на сборы выделяются. Похоже, некоторые депутаты понятия не имеют, что сегодня входит в программу ОБЖ. У меня в школе была НВП. Я служил и срочную, и сверхсрочную. Был Афганистан. Однажды моя соседка-учитель завела со мной спор, и я ей сказал, что любой офицер сможет преподавать в школе, но не любой учитель сможет стать офицером. В итоге я из главы охранного агентства стал педагогом по основам безопасности жизнедеятельности. Сейчас свои навыки я передаю старшеклассникам.

Надо ли вводить НВП?

Надо ли вводить НВП?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Анна РИВИНА, основатель проекта Насилию.net:

- Я против любой милитаризации, тем более за счет детей, тем более в школах.

Сергей ГОНЧАРОВ, глава международной ассоциации ветеранов «Альфы»:

- Начальная военная подготовка - когда ученика учат навыкам ведения боевых действий: выезд на природу, окапывание, подготовка к ведению боевых действий, атака. А ОБЖ в школе - это то, как себя вести в разных ситуациях, которые в нашей жизни возникают: пожары, стихийные бедствия, угрозы терроризма. Это разные позиции. НВП более узко направлено. Но в условиях возможной ядерной войны разборка-сборка автомата точно не будет важнейшим навыком.

Юлия ЗИМОВА, член Общественной палаты РФ:

- Сегодня в разных странах мира дети приходят в школу и стреляют. Надо говорить о содержательной части такого урока. Я бы сделала уклон в другую сторону - надо преподавать IT, искусственный интеллект, то, что сейчас популярно и чем интересуется молодежь. Оказание первой помощи преподавать нужно.