Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
В мире4 июня 2018 9:05

Почему в Западной Германии в 10 раз больше мечетей, чем в Восточной

«КП» нашла карту со всеми исламскими объектами ФРГ. Результат вышел неожиданный
Плакат на митинге партии "Альтернатива для Германии".

Плакат на митинге партии "Альтернатива для Германии".

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Их миллионы»

Москвичей испортил квартирный вопрос, а немцев — религиозный. Размер пенсий, налогов, антироссийские санкции — ни одна из этих проблем не раздирает германское общество сильнее, чем «исламский фактор». Раскол затронул и народ, и элиту. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель утверждает, что «ислам является частью Германии», а её соратник по правящему блоку Хорст Зеехофер (этой весной ставший министром внутренних дел) в первом же интервью на новом посту говорит прямо противоположное: «Нет, ислам не принадлежит Германии, её сформировало христианство».

Мегаполисы ФРГ пестрят плакатами оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) с лозунгом «Остановим исламизацию» и зачёркнутым минаретом, а восторженные парни и девушки либеральных взглядов встречают поезда беженцев подарками и цветами (в буквальном смысле).

На этом фоне остаётся открытым вопрос — а сколько же в 82-миллионной стране мусульман и в каких федеральных землях их больше всего? По официальной статистике, количество жителей «с исламским культурным кодом» по всей ФРГ — 5,5-6%. Правда, среди новорожденных доля детей мусульман выше: 9-10%. Что логично: рожают «новые немцы» куда чаще коренных. Но все эти цифры, заметим, собраны ещё до кризиса с беженцами (который начался после войны на Ближнем Востоке в начале 2010-х годов).

Сопредседатель АдГ Йорг Мойтен в беседе с «Комсомолкой» сообщил, что численность мигрантов в первом поколении в ФРГ может достигать 10 млн (и большинство прибыло из «полуденных стран», где христиан очень мало). Впрочем, это всё же — слова, хоть и из уст действующего политика.

Мусульманин во время молитвы в мечети города Потсдам.

Мусульманин во время молитвы в мечети города Потсдам.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Но косвенный способ оценить масштабы и зоны расселения «тевтонских мусульман» есть. Достаточно нанести на карту все мечети (оговоримся, под этим термином понимаем не только отдельно стоящее здание с минаретом, но и «центры исламской культуры», и молельные дома, которые зачастую находятся прямо в жилых помещениях, подвалах, складах или гаражах).

Сайт, где такую работу уже проделали, есть — «Найди мечеть» называется (MoscheeSuche.de). Открываем интерактивную карту — и делаем открытие: исламских объектов в Западной Германии примерно в 10 раз больше, чем в бывшей ГДР! Притом, что по численности населения те различались всего-то раза в три. Но в землях бывшего социализма концентрация мечетей замечена лишь в Берлине (логично), крупных городах вроде Дрездена, Лейпцига. И… всё.

Атаки террористов на жителей Германии.

Атаки террористов на жителей Германии.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Восток-Запад

Откуда такая разница? В 1949 году, вскоре после начала Холодной волны, страна распалась на «коммунистический восток» и «капиталистический запад» — точно по линии разграничения, где под занавес Второй мировой встретились англо-американские и советские войска. Жизнь в двух государствах началась очень разная. В том числе и в плане миграции.

— Германия понесла колоссальные жертвы в двух мировых бойнях, к 1950-60 годам стало в буквальном смысле некому стоять у станка. Поэтому молодых мужчин из Турции приходилось завозить прямо-таки эшелонами. Те первые мигранты, кстати, интегрировалась лучше всего, поскольку приезжали, чтобы работать, а не сидеть на пособиях (которые тогда и не были столь большими), — объясняет кандидат политических наук, германист Александр Лапин.

Тогда же, в 1957 году, в ФРГ появилась первая новая мечеть. В Гамбурге. (Предыдущую, «историческую», ещё до войны построили в традиционно космополитичном Берлине). Вторую мечеть в Гамбурге воздвигли уже через четыре года, в 1961-м. Третью — в 1977-м. Следующие — 1993, 1994, 2008, 2013… И это только крупные, знаковые сооружения, о которых есть статьи в немецкой википедии.

Мечеть в городе Кёльн.

Мечеть в городе Кёльн.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Почему мы так подробно остановились на Гамбурге? В конце девяностых в местной мечети аль-Кудс, что недалеко от центрального вокзала, в качестве «гостевого имама» несколько недель проповедовал Мохаммед Фазази (или аль-Фазази; англ. Mohammed Fazazi). А позже прогремели теракты 11 сентября 2001 года, и выяснилось, что трое из пилотов-смертников, угнавших самолёты для поражения гражданских объектов в США, ранее были его прихожанами… (О гамбургской ячейке «Аль-Каиды» [запрещена в РФ — Ред.] есть целая статья на портале Deutsche Welle, который никак не заподозришь в «российской пропаганде».)

Всего же на данный момент в Вольном городе 52 мечети. Что далеко не рекорд. Пальму первенства предсказуемо держит четырёхмиллионный Берлин (89 объектов). Коренное же население Западной Германии к смене религиозной палитры в основном относилось индифферентно.

— Англо-американцы боялись любого намёка на возрождение Германии. В их оккупационной зоне университеты и СМИ с младых лет вдалбливали в головы либеральные идеи. А традиционные ценности, патриотизм и христианство, с которых могло начаться национальное возрождение, мягко говоря, не приветствовались. В ГДР, разумеется, тоже был мощнейший идеологический пресс. Но иной: «дружба с русскими товарищами», «нам есть, чем гордиться», рабочие и крестьяне, реальная экономика. Поэтому в восточных землях толерантность даже спустя четверть века после объединения продвигается со скрипом, а инокультурные мигранты здесь селятся менее охотно: чувствуют, что «осси» (восточные немцы) им не рады, — полагает Лапин. — Ну и, конечно, весь соцлагерь славился закрытыми границами. За железным занавесом жилось несладко, но именно он уберёг «восточников» от миграционного кризиса.

Богатые и бездуховные

У «мусульманской географии» Германии есть и меркантильные причины: западные земли с небоскрёбами Франкфурта, Рейнским промышленным регионом и почти не пострадавшей в войне Баварией — до сих пор элементарно богаче. Вот и тянутся «новые немцы» за длинным пфеннигом именно туда. Получается парадокс: мигрантов (и мечетей) на востоке страны меньше, а процент голосов за антимигрантскую партию «Альтернатива для Германии» — выше.

Количество мечетей в бышей ГДР в сравнении с остальной Германией.

Количество мечетей в бышей ГДР в сравнении с остальной Германией.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

— «Осси» потому и голосуют за нас, что не хотят таких же проблем для своих земель, — объясняет депутат от АдГ в берлинском городском парламенте Гуннар Линдеманн. — Большинство этих мечетей построены на деньги Турции и арабских стран, и они же присылают туда имамов. Чем это духовенство занимается в наших мечетях — никто не контролирует. По факту идёт радикализация молодёжи, насаждаются идеи шариата, бесправия женщин. А мы, наоборот, — за свободную и демократическую Германию. Поэтому и выступаем против радикального исламизма.

Отчасти опасения подтверждаются. За последние три года в ФРГ прогремело шесть терактов (см. «Досье КП»). Из них лишь один подготовил коренной немец. Остальные — дело рук симпатизантов ИГИЛ и других запрещённых во многих странах мира экстремистских группировок.

Карта террористических атак на территории Германии.

Карта террористических атак на территории Германии.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Сейчас на родине Гёте, Шиллера и классической философии около трёх тысяч различных видов мечетей. И с каждым годом возводятся новые.