Премия Рунета-2020
Тула
+11°
Boom metrics
Звезды9 января 2018 14:40

Инструмент с характером

Культурная карта Тулы пополнилась еще одним объектом. Буквально, 3 января состоялось официальное открытие музея «Гармони Деда Филимона»
Гармонь многорядная в форме сапога. Мастер Семен Штырхунов. г. Королев, 2004 г. Фото: Алексей ФОКИН

Гармонь многорядная в форме сапога. Мастер Семен Штырхунов. г. Королев, 2004 г. Фото: Алексей ФОКИН

В старинном двухэтажном здании, что неподалеку от Тульского кремля, можно узнать об истории гармони и ее изготовителях, а еще самому попробовать в действии меха музыкального инструмента.

Гармони детские. г. Тула. 2000-е гг.

Гармони детские. г. Тула. 2000-е гг.

Более 100 экспонатов

В этом культурном пространстве играют даже сапоги. Необычный экспонат в форме женской обуви, на котором можно даже исполнять мелодии, занимает почетное место в экспозиции музея «Гармони Деда Филимона». Всего же здесь собрано более 100 экспонатов. Большие, маленькие, раритетные и только вышедшие из рук мастера гармони, баяны и аккордеоны. И все - по-своему уникальны.

Гармонь двухрядная. Фабрика бр. Павла и Геннадия Чулковых. Мастер Петр Новухин. г. Самара. 1918 г.

Гармонь двухрядная. Фабрика бр. Павла и Геннадия Чулковых. Мастер Петр Новухин. г. Самара. 1918 г.

- У нас есть уже один проект - музей «Филлимоновская игрушка» в Одоеве. В 2017 году музею исполнилось восемь лет. Мы накопили определенный опыт музейной деятельности. Поэтому однажды, размышляя на тему дальнейшего развития, пришли к выводу, что хочется сделать что-то еще, - рассказывает директор музея Сергей Кузнецов. - Пообщавшись со своими друзьями и коллегами, мы поняли, что гармонь не заслужено забыта на тульской земле. И это при том, что в Туле работает гармонное производство! Мы увидели свободное поле, и наш музей не повторяет какой-то проект, а сугубо индивидуален.

Не замыкаться в тульских рамках

В музее "Гармони деда Филимона" под одной крышей собраны работы прославленных тульских мастеров: Сизова, Воронцовых, Киселевых, Чулковых, Ваныкиных, Глаголева, Батищева-Тульского и многих других. Именно они в свое время прославляли гармонный промысел в областной столице и далеко за ее пределами. Затем, попадая в различные губернии, тульский инструмент совершенствовался. Отсюда такое разнообразие существующих гармоник: саратовские, ливенские, новоржевские, елецкие, нижегородские. Их здесь тоже можно увидеть в ходе выставки. У каждой гармони свой характер - и мелодия своя, и внешний вид. К примеру, на саратовской гармони невозможно исполнить репертуар ливенской.

Ливенка — разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в 60—70-х года XIX века

Ливенка — разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в 60—70-х года XIX века

- Изначально для музея стоит задача не замыкаться в тульских рамках. Да, Тула — столица гармонного производства в XIX веке и сейчас, по сути, ей остается, - продолжает рассказ Сергей Васильевич. - Очень много регионов достойны внимания. В некоторых о промысле практически забыли. Например, производства новоржевской резухи ( вид гармони — прим. авт. ) больше не существует. Это все уходит, и очень жаль. А ведь традиции очень интересные. Отсюда родилась идея сделать музей гармони, чтобы история ее создания и традиции действительно не канули в лету.

Составные детали гармоники.

Составные детали гармоники.

Самое сложное при формировании экспозиции музея было найти тульские инструменты. Создателям предлагали гармони массового производства советского периода. А вот тех, что производились в дореволюционной России и имеют шильдики (информационные таблички, на которых размещены надписи и обозначения, относящиеся к маркируемому изделию, своего рода, патенты — прим. авт.) и клейма, вот таких оказалось очень мало. Тем не менее, музею удалось найти гармонь и Киселева, и братьев Чулковых. Теперь их можно увидеть на экспозиции.

Аккордеон с двумя клавиатурами "Settino soprani Luttbeg". Италия. 1930-е гг.

Аккордеон с двумя клавиатурами "Settino soprani Luttbeg". Италия. 1930-е гг.

В ходе посещения музея туляки также узнают, что многое взяла у тульских мастеров московская фабрика баянов. Речь не только о технологии производства гармоники, но и о людях. Фабрика приглашала тульских мастеров к себе. Один из них — мастер Глаголев — возглавлял подразделение на московской фабрике. В 1950 г. он сделал аккордеон с двумя рояльными клавиатурами. Но он, к сожалению, так и остался опытным образцом. Аналогичный инструмент - итальянский аккордеон с двумя рояльными клавиатурами - сегодня представлен в музее "Гармони Деда Филимона" среди других экспонатов.

Доступный инструмент

А еще в музее хотят показать гармонь через историю страны. Если до революции гармонь считалась инструментом для простолюдинов, то после октябрьских событий 1917 года она стала инструментом пропаганды. Гармонь была очень доступной, на ней можно было играть при любой погоде, да хоть вприсядку.

Беспризорники собирают гармонь на фабрике "Деткомиссии", 1920-е гг.

Беспризорники собирают гармонь на фабрике "Деткомиссии", 1920-е гг.

На витрине можно увидеть гармонь, созданную в 20-е гг. беспризорниками, на фабрике Деткомиссии в Туле. В свое время это не только позволило обеспечить работой беспризорников и не дать им умереть от голода, но и поддержать производство. Дети выросли, но продолжили заниматься ремеслом.

Новоржевская резуха. с. Лунино, Псковская губерния. Бр. Выборгские. 1890-е гг.

Новоржевская резуха. с. Лунино, Псковская губерния. Бр. Выборгские. 1890-е гг.

Здесь же соседствует пятирядная псковская резуха (XIX век). Гармонь выглядит как дорогая книга в окладе. История ее попадания к бывшему владельцу окутана тайной. Раньше было принято лучший инструмент мастера, когда он уходил, класть рядом с ним. Но, по какой-то причине, жена умельца не выполнила его волю. Так гармоника стала передаваться по наследству, а затем перекочевала в фонды музея.

Гармонь двухрядная. Мастер - С. Вагин. г. Тула. 1934 г.

Гармонь двухрядная. Мастер - С. Вагин. г. Тула. 1934 г.

Тут же - боевая подруга, прошедшая со своим владельцем тяжелые годы войны. Ее здесь называют победа, по сделанной на ее корпусе гравировке. Владелец инструмента дошел с ней до самого Берлина. В память об этом на ее корпусе прикреплены вырезанные фигурки из фюзеляжа сбитого вражеского самолета.

Впрочем, об экспонатах можно говорить много и долго. Но лучше, конечно, увидеть все многообразие самому. Тем более, что в планах нового музея — расширение экспозиции.