Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+26°
Boom metrics
Происшествия13 декабря 2017 8:30

Двадцать лет в подполье: в Ростове-на-Дону вынесен приговор боевикам из банды Басаева

Свидетели опознали в суде Магомеда Маздаева и Рамзана Белялова, участвовавших в нападении на Буденновск в 1995-м
Оба боевика долгие годы жили по поддельным документам.

Оба боевика долгие годы жили по поддельным документам.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В среду, 13 декабря, Северо-Кавказский окружной военный суд вынес обвинительный приговор уроженцам Чечни Рамзану Белялову и Магомеду Маздаеву, которым инкриминировалось участие в вооруженном нападении на Буденновск в составе бандгруппы Шамиля Басаева в июне 1995-го.

- Признать подсудимых виновными и в зависимости от роли каждого назначить наказание — по совокупности преступлений: Белялову — 15 лет лишения свободы в колонии общего режима, Маздаеву — 13 лет, - огласил судья приговор.

Оба, судя по всему, ожидали этого — ни тот, ни другой практически не отреагировали на эти слова. Что, в общем-то, и понятно: и Белялов, и Маздаев после того, как с террористами была достигнута договоренность об освобождении заложников в захваченной больнице, они растворились, сменив документы и двадцать лет прожив в дальнейшем на нелегальном положении, под чужими именами.

Но все когда-нибудь да заканчивается. Белялова бойцы спецназа взяли 2 июня 2015 года в Гудермесе, когда тот, ничего не подозревая, направлялся на работу. Маздаева же задержали еще раньше — на полгода, в декабре 2014-го, однако особо это не афишировалось, дабы не спугнуть второго.

- Следствием и судом установлено, что в первой половине июня 1995-го жители Чеченской республики Белялов и Маздаев добровольно вступили в состав банды под руководством Шамиля Басаева, и 14 июня того же года действуя в составе устойчивой вооруженной группы, боевики, вооруженные автоматами, гранатами и взрывными устройствами, общей численностью не менее 160 человек совершили нападение в Буденновске в Ставропольском крае, - рассказали газете «КП» - Ростов-на-Дону» суть обвинительного заключения в СКР.

Бандиты захватили в 1995-м более полутора тысяч заложников, включая матерей с новорожденными детьми.

Бандиты захватили в 1995-м более полутора тысяч заложников, включая матерей с новорожденными детьми.

Фото: REUTERS

Тогда, в течение нескольких дней, пока боевики, проникшие в Буденновск на трех грузовиках под предлогом того, что в них везли «груз-200» (т. е. погибших в ходе контртеррористической операции в Чечне российских военнослужащих, а досматривать такие машины считалось «неправильным»), удерживали полторы тысячи заложников в ЦРБ, вся страна в напряжении следила за выпусками новостей, выходивших с пометкой «Срочно!». «Пять дней ада» - так называли потом выжившие заложники это время.

Последствия были ужасными: 129 погибших, более трехсот раненых — не считая сгоревших или поврежденных во время боестолкновений административных зданий, техники, жилых домов.

В ходе предварительного расследования по этому уголовному делу были признаны потерпевшими и допрошены в этом качестве 1693 человека.

Непосредственно на процессе по участию в нападении Белялова и Маздаева свидетели утверждали: это были они — в числе тех, кто ходил с автоматами и угрожал заложникам. Но ключевым, по информации «КП», стал допрос в суде бывшего боевика и соратника обоих боевиков, выступавшего в качестве засекреченного свидетеля под псевдонимом «Аслан Русланович Плиев». Так вот, он рассказал, что видел Белялова и Маздаева в камуфляжной форме с оружием в Буденновской ЦРБ, и потом еще общался с одним из них в компании одного из замов Басаева.

Плюс ко всему следователи просмотрели практически все видеозаписи тех событий, вычисляя боевиков, сопоставляя тех, кто мелькал в кадрах с подозреваемыми.

Оба осужденных приговор не признали и, скорее всего, будут его обжаловать.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

14 июня 1995 года группа из почти двухсот боевиков под руководством Шамиля Басаева захватила больницу в Буденновске, согнав в нее захваченных в качестве заложников более полутора тысяч местных жителей: тех, кто отказывался подчиняться, расстреливали. Террористы выдвинули требования в властям РФ: остановить военные действия в Чечне и вступить в переговоры с Джохаром Дудаевым.

17 июня был штурм, удалось освободить только 61 заложника, затем начались переговоры, и 19 июня Басаев согласился освободить оставшихся — в обмен на обещанное прекращение боевых действий в Чечне и вывод войск. После чего террористам позволили вернуться в Чечню.

В результате теракта погибли 129 человек, 415 ранены.

За совершение преступлений в ходе этого нападения с 1995 по 2017 годы были осуждены и приговорены к срокам от 11 до 15 лет 28 участников бандгруппы. Уголовное преследование в отношении 5 лиц, в том числе Басаева, уничтоженного в ходе спецоперации в Ингушетии в июле 2006-го, было прекращено в связи с их смертью.

По уголовному делу 29 человек объявлены в федеральный и международный розыск.