Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды19 октября 2017 12:49

Фабр и Серебренников: запланированный отрыв

Спектакли «Бельгийские правила» и «Ближний город» занимают особое место в великолепной программе проходящего сейчас в Москве фестиваля «Территория»
Сцена из спектакля «Ближний город». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром

Сцена из спектакля «Ближний город». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром

Знаменитый бельгийский режиссер, известный у нас, в основном, своей скандальной выставкой в «Эрмитаже», а в мире - 24-часовой постановкой «Гора Олимп», представил на фестивале 4-часовую (всего лишь) вещь под названием «Бельгийские правила», парад-алле (местами) очень эффектных образов своей родины. Если бы в Брюсселе проходила какая-нибудь Анти-Олимпиада, этот спектакль можно было бы отлично использовать в качестве анти-церемонии ее открытия: лучшей (или худшей, это кому как) «визитной карточки» Бельгии, наверное, трудно себе представить. Если бы подобный спектакль, подробнейшим образом разбирающийся с национальными комплексами, был поставлен у нас, его мгновенно назвали бы «русофобским» со всеми дальнейшими оргвыводами.

У Фабра нет закрытых зон для издевки - он презрительно говорит о главной отрасли экономики Бельгии - торговле оружием, не стесняется напомнить о том, как бельгийцы во время войны «легли под немцев, потому что не любят спорить» и т.д. По сравнению с самокритикой Фабра все то, что регулярно выкрикивается о стране, являющейся центром Евросоюза, в отечественных пропагандистских ток-шоу - детский лепет. При этом структурированный как серия гэгов, вдохновленных творчеством знаковых бельгийских художников - от Яна ван Эйка и Брейгеля до Энсора и Магритта, спектакль несет в своем подсознании явную гордость за маленькую «монтипайтоновскую» (по определению Фабра) страну, ее культуру и свободомыслие. На этом вполне себе пафосном фоне, артикулируемом в финале, в третьей серии абсурдистских «бельгийских правил», не только «можно быть бельгийцем», но можно и разносить по кочкам все бельгийское.

Сцена из спектакля «Бельгийские правила». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром

Сцена из спектакля «Бельгийские правила». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром

Спектакль Фабра - не только любовная песнь родине, но и медитация о современном театре (понятия родины и театра для режиссера смыкаются), театре жестокости, театре компромисса. «Визуальный театр может высосать из тебя все соки», - справедливо замечает один из изнуренных перформеров. То же самое может сказать и зритель. Затянутый как минимум на час, проворачивающийся в бесконечных самоповторах спектакль Фабра упивается своим нарциссизмом - сузить автора нереально: его вымышленная Бельгия явно превосходит ее прототип.

Сцена из спектакля «Бельгийские правила». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром.

Сцена из спектакля «Бельгийские правила». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром.

Нисколько не уступает Фабру в радикализме острейший по форме и мысли спектакль «Ближний город», поставленный Кириллом Серебренниковым в Латвийском национальном театре по исключительно парадоксальной, безжалостной пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса. "Скандальностью" он совершенно не уступает "Машине Мюллер" - наготы здесь не так много, но есть раздражители посильнее: человеческое ухо восприимчивее глаза, нагота на какой-то минуте неизбежно становится разновидностью костюма, а вот тексты Ивашкявичуса обладают необыкновенной способностью провоцировать совершенный и перманентный столбняк.

Сцена из спектакля «Ближний город». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром

Сцена из спектакля «Ближний город». Фото предоставлены фестивалем "Территория" и Латвийским национальным театром

Спектакль выдержан Серебренниковым в актуальном формате откровенного эротического триллера, срывающего ханжеские покровы современной цивилизации и бескомпромиссно залезающего к ней прямо в трусы. Предмет разговора - секс и абсолютная им одержимость в обстановке тотального отвяза и гедонизма, доходящих до абсурда, распада и самоуничтожения.

Представьте, что где-то (в данном конкретном случае почему-то не хочется возражать против некоторой абстрактности и символизма) существует Наш город, а рядом, через мост, уютно расположился город Тот - куда добропорядочные, эталонные, "наши" мужья и жены ездят инкогнито в запланированный отрыв, на "не наши" сессии садомазо, в поисках удовлетворения своего неистощимого возбуждения, не смущаясь даже перспективой оказаться добычей маньяка, мечтающего зашить им уже раз и навсегда эту зудящую промежность и отрезать, наконец, клитор (который, по его интересному мнению, такое же адское зло, как США). Образ цивилизации, сорвавшейся с катушек и зацикленной на постоянном бесцельном самоудовлетворении, предъявлен в спектакле с убедительностью и жесткостью, достойных самых радикальных художественных провокаций последнего времени. А то, что самый актуальный отечественный театральный художник не сможет присутствовать на российской премьере своего спектакля 24 и 25 октября, создает еще и исчерпывающий образ времени.