Телевизор

Никогда не «Спящие»

Режиссер сериала Юрий Быков заявил, что «надолго уходит из профессии». Что стоит за этим решением?
Режиссер Юрий Быков (слева) работал над «Спящими» много месяцев. Состав был звездным - одну из ролей исполнила Паулина Андреева.

Режиссер Юрий Быков (слева) работал над «Спящими» много месяцев. Состав был звездным - одну из ролей исполнила Паулина Андреева.

Фото: Первый канал

Сериал «Спящие» прошел (с успехом) на Первом канале на прошлой неделе. Фильм окрестили новым «ТАСС уполномочен заявить...», посмеялись, как водится, над сценарными и режиссерскими ляпами да и забыли вроде как...

Но вдруг режиссер фильма Юрий Быков заявил:

«...не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против «оранжевой» революции в стране, основанное на патриотизме, - цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране.

Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придется уйти надолго в тень...»

Далее последовало гражданское самоубийство образца 2017 года - режиссер удалил себя из социальной сети Фейсбук.

Тут же сериал стал интересен всем. Его активно смотрели в интернете и еще активнее обсуждали. Юрия Быкова обвиняли в том (или хвалили за то), что он обеляет российские спецслужбы, создает негативный образ оппозиции, формирует образ врага из американцев, пугает страну «оранжевой» революцией... То есть повторяет все то, чего и без Юрия Быкова на нашем ТВ вполне достаточно.

Мало кто писал о том, что сам фильм получился довольно примитивным, а все вышеперечисленные мысли донесены весьма топорно. И сторонники «стабильности и твердой руки», и те, кто «за свободу», приписали схалтурившего режиссера либо в жертвы, либо в предатели. И отчаянно завели старую песню - кто же на самом деле погубит Россию. Сценарий фильма «Матильда» повторяется. Был бы повод, а уже готовые отряды с прочно сформировавшимися взглядами стоят наготове, чтобы сцепиться в смертельной схватке. И плевать им на фильм. Первые отклики о работе Алексея Учителя очень скептические. Но ругать его - значит поддерживать Наталью Поклонскую. А для этого тоже нужен своеобразный склад ума...

Мы пришли к ситуации, когда любой фильм перестает быть собственно произведением искусства. Он прежде всего тема - «правильная» или «неправильная». И пока общество мыслит такими (и только такими) категориями, ни в кино, ни в театре, ни в любом другом искусстве ждать чего-либо заметного и достойного не приходится. Конъюнктура плодит халтурщиков. А халтурщики и приспособленцы легко и непринужденно забивают всех, кто находится рядом. Они удобны для тех, кто раздает финансирование на кино и театры. Они точно знают, где выступать, как, кого и где задеть или оскорбить.

Другой Быков, Дмитрий, в молниеносно появившемся фельетоне в стихах предположил, что его однофамилец Быков Юрий и своим фильмом, и своим раскаянием всего лишь собирает материал и образы для нового фильма. Вполне возможно, время интересное. Только записывай.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Если хмуро поутру, виновато ЦРУ

Валентина ЛЬВОВА

Один из популярных методов для изготовления аналитических программ сегодня - говорить про два каких-то события из разных сфер жизни, потом важно цокать языком и произносить фразу: «Совпадение? Не думаю»

Сериал «Спящие» на Первом канале пользуется именно этим методом. За каждой мелочью, за фразой в Твиттере или лежащей бесхозной карточкой для прохода в метро авторы видят признаки тотального заговора. (подробности)