Премия Рунета-2020
Новосибирск
+5°
Boom metrics
Здоровье17 августа 2017 21:00

Новосибирские врачи удалили пациенту больное легкое через маленький разрез

После операции мужчина уже спокойно катается на велосипеде и не перестает благодарить докторов [фото, видео]
Николай Ухарев уговаривает врачей разрешить ему ездить на мотоцикле и пытается бросить курить. Стаж курильщика у него - 45 лет.

Николай Ухарев уговаривает врачей разрешить ему ездить на мотоцикле и пытается бросить курить. Стаж курильщика у него - 45 лет.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

Впервые за Уралом хирурги-онкологи Новосибирского областного клинического онкологического диспансера удалили человеку одно легкое полностью, не прибегая к открытой операции. Врачи рассказали о новейшей дорогостоящей технологии, которая теперь имеется в арсенале больницы, а довольный пациент уговаривает специалистов разрешить ему поехать на мотоцикле за грибами.

Николай Ухарев, 67-летний худощавый мужчина, узнал о своем диагнозе случайно. Попал в больницу Чистоозерного района с пневмонией, две недели полечился, а потом - как гром среди ясного неба: на бронхоскопии (осмотре легкого при помощи специального прибора) обнаружили пятно.

- Сразу подготовили все документы и отправили в Новосибирский областной онкологический диспансер, - пожимает плечами Николай Васильевич. - Сказали, что рак легкого.

Заведующий 3-м онкологическим торакальным отделением Вадим Козлов рассказал, что подобный диагноз из всех онкологических больных слышит каждый 4-й мужчина и каждая 12-я женщина в нашем регионе.

На первой и второй стадиях рака таких пациентов лечат хирургическим способом, удаляя часть или все легкое. Обычно это происходит с помощью открытой операции, когда на грудной клетке делается разрез длиной 15 сантиметров, потом раздвигаются ребра… Операция тяжелая. Пациент долго и болезненно после нее восстанавливается, получает инвалидность. И здесь на помощь приходят новые технологии, а именно тораскопические операции (вмешательства в органы грудной клетки через один или несколько разрезов).

Заведующий 3-м онкологическим торакальным отделением Вадим Козлов на пальцах объяснил принцип операции.

Заведующий 3-м онкологическим торакальным отделением Вадим Козлов на пальцах объяснил принцип операции.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

- Их внедрение происходит медленнее, чем в других областях, из-за анатомических особенностей: грудная клетка имеет реберный каркас, то есть фактически неподвижна, у врача ограничено поле деятельности, - объясняет Вадим Козлов. - Мы использовали один из видов такого вмешательства: однопортовую операцию.

Врачи все делали через один небольшой 5-сантиметровый разрез. Через него ввели инструмент, видеокамеру, отсекли легкое и вытащили его целиком при помощи специального ужимающего контейнера. Подобное вмешательство не наносит такого вреда пациенту, как традиционная открытая операция, но стоит на порядок дороже.

- Только комплект инструментов обошелся в 10 тысяч евро. Он не одноразовый, конечно, но большие средства идут на расходные материалы, например, сшивающие степлеры, - объясняет специалист.

Николая Васильевича хирурги оперировали полтора часа. Через день мужчина уже стал сам ходить, а спустя 10 дней отправился домой. Могли выписать и раньше, признаются врачи, но решили перестраховаться - пациент, которому проведена такая операция, у них первый.

- Для пациента это абсолютно бесплатно. Все делается в рамках ОМС. И иногда появляющиеся в соцсетях объявления о сборе средств на операции, если честно, вызывают у меня удивление и недоумение, - отмечает Вадим Козлов. - Подобную операцию, естественно, нельзя проводить всем подряд - например, если опухоль большая.

Благодаря видеокамере врач во время операции видит, что происходит внутри.

Благодаря видеокамере врач во время операции видит, что происходит внутри.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

Врачам ведь нельзя разрезать новообразование - если это сделать, то раковые клетки распространятся на весь организм и гистологическое исследование провести будет невозможно. Николай Васильевич для операции через один маленький разрез подходил по всем параметрам, в том числе и потому, что размер опухоли был небольшим. А спустя три недели после вмешательства мужчина уже вовсю курсирует по селу на велосипеде. Таким быстрым восстановлением он удивил докторов - подобного в их практике пока не было.

- Я и не спрашивал у врача, сам сел на велосипед. Живу в селе, а до больницы 2 километра. Я без проблем туда-обратно. Пытаюсь сейчас бросить курить, но не получается. У меня стаж курильщика - 45 лет, - оправдывается мужчина. - Не чувствую я, что у меня нет одного легкого. Очень хочется на мотоцикл сесть. За грибами пора да на рыбалку.

Одобрение на самостоятельные поездки на мотоцикле от докторов Николай Васильевич пока не получил. Опасаются, все-таки первый такой… Но точно не последний.

ВАЖНО!

Заместитель главного врача Новосибирского областного клинического онкологического диспансера Вадим Захаров:

- Во всем мире заболеваемость раком легкого растет. Порядка 60 тысяч больных ежегодно регистрируются в России, при этом более 65% - на третьей и четвертой стадии. Без специальной терапии, к сожалению, выживаемость в 90% случаев составляет в среднем около двух лет. Если применяются хирургические методы, которые возможны на первой и второй, редко на третьей стадиях, то около 30% больных выживают в течение пяти лет.

КОНКРЕТНО

Все онкологические больные Новосибирской области подлежат пожизненной диспансеризации. В первый год после операции пациент обследуется раз в три месяца, на второй год - раз в полгода, затем - ежегодно.

Новосибирский областной клинический онкологический диспансер

Адрес: ул. Плахотного, 2, тел.: (383) 301-39-33 (регистратура), 343-39-06 (приемный покой)