Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья8 августа 2017 22:00

Дмитрий Глуховский о книге «Текст»: Чтобы разобраться в женской душе, одного только секса недостаточно

Дмитрий Глуховский побывал на Радио «Комсомольская правда» и рассказал о своей новой книге «Текст»
Свой первый роман «Метро-2033» Глуховский задумал еще в старших классах школы. И, прежде чем на книгу обратили внимание издательства, бесплатно опубликовал в интернете.

Свой первый роман «Метро-2033» Глуховский задумал еще в старших классах школы. И, прежде чем на книгу обратили внимание издательства, бесплатно опубликовал в интернете.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Остросюжетный роман Дмитрия Глуховского «Текст» не покидает первых строчек в рейтингах продаж. А его автор стал гостем программы «Книжная полка» на Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM). И первый наш вопрос, конечно, был: «О чем книга?»

- В подмосковной Лобне живет молодой человек Илья. Мама - школьная учительница подготовила сына без взяток к поступлению на филфак МГУ. И вот герой отправляется с друзьями и своей девушкой Верой в ночной клуб. А там - облава: ФСКН ищет наркоторговцев. Илья и Вера не наркоманы, но им не нравится, как грубо с ними обращаются, и они вступают в конфликт с сотрудником ФСКН Петром Хазиным. Он подкидывает Илье наркотики, и того сажают в тюрьму. А когда Илья выходит из тюрьмы, он решает притвориться Петром Хазиным. Для чего и как именно - узнаете из книги...

- Это новая история графа Монте-Кристо?

- Нет, в истории графа Монте-Кристо мы очень долго идем к возмездию. Здесь возмездие случается в третьей главе. И дальше это история погружения в жизнь и судьбу Петра Хазина, коррумпированного сотрудника милиции. Для Ильи это история человека, для которого возмездие оборачивается глубоким чувством вины. Можно ли, отрубив хотя бы одну голову гидры, победить ее? Или ты сам превращаешься в дракона? Акцент сделан не на приключения, а на духовные испытания. В романе есть элементы триллера, но это и социальная проза тоже.

Консультировали бывшие зеки

- Роман называется «Текст», потому что важная часть действия - переписка, которую Илья ведет по айфону от лица Петра. Как вы освоили стиль эсэмэсок оперативников?

- Я очень серьезно к этому подошел. И меня консультировали бывшие сотрудники ФСКН. Бывшие, потому что эта структура расформирована сейчас. Меня консультировали действующие оперативники. Меня консультировали сидельцы - люди, которые отсидели от 7 до 9 лет по различным статьям. Мне очень не хотелось где-то сесть в лужу. Поэтому я и в Лобню ездил неоднократно. Теми же электричками, которыми герой катается. Дом нашел, куда его поселил.

- А как вы нашли сотрудников ФСКН?

- Знакомили люди, которые имеют связи в разных сферах. Находил людей, которые были заранее настроены ко мне благожелательно. Потому что они «Метро» читали.

Эротика без похабщины

- Как отнесетесь к тому, если кто-то из ваших фанатов, которые пишут «Вселенную метро», вдруг возьмет и напишет эротический роман? У вас-то эротики в «Метро-2033» нет.

- Я не против эротики. У меня есть книга «Будущее», которая рассказывает про мир, где люди перестали стареть за счет генной инженерии и больше не умирают от болезней, связанных со старостью. Но из-за этого накладывается ограничение на рождаемость. Если пара решает завести ребенка, один из них должен отказаться от вечной юности и умереть в течение ускоренного срока, до того, как ребенок достигнет подросткового возраста. И там эротика присутствует, но без пошлости, без похабщины.

- А что такое «без похабщины»?

- С моей точки зрения, похабщина начинается там, где человек пытается теми или иными эвфемизмами описать половые органы. А там, где ты пишешь про чувства, ощущения и действия, это можно сбалансировать. В «Будущем» есть несколько эротических сцен, они очень откровенные. Но описаны исключительно глаголами. Без перехода на крупный план и детали. В отличие от порно в жизни у нас самый крупный план - лицо партнера. И это отличает порно от эротики. Если ты концентрируешься на глазах и на ощущениях, а не на крупном плане половых органов, то получается не пошло, а приближено к тому, что мы чувствуем. А в «Метро-2033» - молодой парень, который ищет себя в мире, ему не до любви. К тому же он неискушенный совершенно. Я еще маленьким это писал: 17 - 18 лет. Имел определенный опыт, но мизерный. Недостаточно один раз заняться любовью с девушкой, чтобы разобраться в устройстве женской души. Нужно еще лет 20 с ними не только заниматься любовью, но и разговаривать, ссориться, мириться, просить прощения, бросать их, оказываться брошенным и так далее.

- Вам 38. Вы разобрались в устройстве женской души?

- Очень поверхностно. Любая попытка привести живого человека к каким-то формулам обречена. Есть общие моменты. Но есть огромное количество нюансов, которые все эти общие моменты могут нивелировать. Вот, например, Наташа: любит тусоваться, но недостаточно надежна в отношениях с мужчинами. А Маша, наоборот, недотрога и мечтает выйти замуж. Это упрощение. Потому что с ними любые события могут произойти - и обнаружить новые измерения. Наташа окажется лучшим другом, а Маша предаст.

«Метро» как метафора

- Давайте поговорим про «Метро». Это был очень обаятельный проект. Не порывались писать продолжение?

- Мне кажется, что все, что можно сказать, там сказано. После первой части «Метро-2033» я не торопился писать продолжение. Первую часть я начал писать еще в 11-м классе, в 15 - 16 лет. Вышла она, когда мне было 25. Только через четыре года я дошел до второй части. Не хотел без идеи браться за продолжение. Потом прошло еще 6 лет, прежде чем я взялся за третью часть. И третья часть «Метро-2035» - это завершение трилогии. Это метафора нашей жизни. Мы, люди, живущие в метро, на руинах империи.

- Это метафора 90-х.

- Первая книжка - да, метафора 90-х. Это была империя, мир, который рухнул. И мы копошимся на руинах, пытаясь наладить новую жизнь, собрать себе какую-то собачью будку из обломков храма Парфенона. Вторая часть - немножко отступление. Это 2009 год, пересменок. Медведев у власти, в политической жизни особо сказать нечего. А «Метро-2035» выходило два года назад, уже после Крыма, после того, как мы снова решили побыть империей. Это взгляд на Россию и тот путь, который она проделала за 20 лет независимости.

Но сколько можно пользоваться этой метафорой? Хватит. И сюжет уже сложился, и герой, который хотел вывести людей на поверхность из метро в первой части, нашел способ это сделать в последней, но понял, что никто за ним идти не хочет. Это горячее сердце Данко с плохим финалом.

По сюжету эпопеи «Метро» были созданы две компьютерные игры. Фото: Скриншот компьютерной игры

По сюжету эпопеи «Метро» были созданы две компьютерные игры. Фото: Скриншот компьютерной игры

- Что вы сейчас читаете?

- «Наставление государю» Макиавелли. Планирую прочитать книжку «Маленькая жизнь» Ханьи Янгихары. Я читаю то, о чем все разговаривают, как представитель не интеллигенции, а массового рынка. Бунина перечитывал недавно. Зацепила эмигрантская ностальгия. «Темные аллеи», «Митину любовь» и рассказы вокруг этого. Он немножко однообразен, потому что там обязательно кто-нибудь либо горько разочарован, либо стреляется в конце. Но очень пронзительный автор.

- Макиавелли вам как?

- Там огромное количество исторических сведений. Феодальные разборки между французскими и итальянскими княжествами в приграничье. Хочешь разобраться в политических процессах, происходящих в стране, читай основы.

СПРАВКА «КП»

Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ, 38 лет.

Писатель, журналист, автор серии фантастических романов «Метро» - «Метро-2033», «Метро-2034», «Метро-2035», изданной 2 млн. экземпляров и переведенной на 37 языков мира. Для этой серии впервые в России всех желающих пригласили создать свои вариации на тему, заданную Глуховским, под маркой «Вселенная «Метро-2033». Наиболее удачные произведения опубликовали стотысячными тиражами. Действие романов разворачивается в Москве, пережившей удар ядерной бомбы, из-за чего жители города вынуждены прятаться от радиации в самых глубоких станциях метро.