Премия Рунета-2020
Новосибирск
+11°
Boom metrics
Общество6 июля 2017 13:15

В Новосибирске готовят к серийному производству самолет из пластика

Модель летательного аппарата на основе Ан-2 легче и быстрее своего предшественника
Ан-2 старой модели, новый сфотографировать не разрешили.

Ан-2 старой модели, новый сфотографировать не разрешили.

Фото: Екатерина КОМЯКОВА

«Что за ерунда! - подумает обыватель, привыкший раз в год летать на больших авиалайнерах. - Самолет должен быть надежным, а значит, железным. Еще бы на пластиковой табуретке предложили летать!» И будет глубоко не прав. Современные боинги сегодня на 50 процентов состоят из композитных полимерных материалов. В прочности эти высокотехнологичные составы не уступают металлу, но значительно легче.

В Новосибирске в СибНИА конструкторы собрали небольшой легкомоторный самолет полностью из углепластика. Если быть точнее - на 90%, все-таки некоторые детали априори должны быть выполнены из металла.

- Россия значительно уступает в транспортной подвижности США и Западу в целом. Это обусловлено огромными размерами нашей страны, но и тем, что транспортные средства не получали должного развития. Эксплуатировалась та техника, которая работала еще в глубокие советские времена. Анализ рынка позволил сделать заключение: стране необходим самолет, который мог бы обеспечить региональные перевозки - это расстояние от 1000 километров. Сюда входит транспорт для доставки людей, почты, грузов, санитарная и пожарная авиация, - объясняет цель работы над новым самолетом научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов.

Просто запустить на конвейер уже имеющийся образец Ан-2 - дело неблагодарное: конструкция морально устарела, с 1946 года в авиации многое изменилось. Крылья прошлого Ан-2 сделаны из полотняной ткани - в новом веке с такими технологиями далеко не улетишь. По государственной программе решено было создать модель на основе доработанного кукурузника полностью из углепластика. На программу было потрачено 600 миллионов рублей. Начальник опытно-конструкторского бюро СибНИА Вячеслав Писарев рассказал об особенностях нового самолета:

- По сравнению с Ан-2 цельнокомпозитная модель летает быстрее и дальше. Сравните: у Ан-2 скорость 200 километров в час, у этого - до 300 километров в час. У старой версии полотняная обшивка крыльев начинает задираться - композит лишен этих недостатков. На новой модели можно также сделать больший запас топлива и летать дальше 2000 километров, старая модель рассчитана на расстояние 1200 километров. Грузоподъемность увеличилась до 2,5 тонны.

В СибНИА предполагают довести модель до идеала и запустить массовое производство, чтобы полстраны обеспечить пластиковыми самолетами.

- Есть желание построить завод по производству углепластиковых самолетов, с тем чтобы модель стала серийной и обеспечила транспортную подвижность в Сибири, на Дальнем Востоке ну и в европейской части. К этому самолету проявляют интерес наши соседи: Казахстан, Монголия, Китай. Вполне возможно, что самолет будет растиражирован, - с надеждой описывает будущее научный руководитель СибНИА.

Но в этой истории есть проблема: углепластик нужного качества в России широко не производят, поэтому закупать дорогой материал пока приходится за рубежом. Начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько считает, что этот вопрос решаем:

- В нашей стране есть заводы, которые занимаются композитными материалами. У нас и соответствующая наука есть, где считают прочность металлов, возможность их использования. Дело в том, что для организации широкого производства требуются многомиллионные вложения. И прежде чем вкладывать, нужно подсчитать: кто будет брать. Соответственно если будет госзаказ на такие самолеты, то тогда под него будет создано производство композитных материалов.

В институте предварительно рассчитали: для государственных нужд понадобится приблизительно 350 самолетов - та же самая санавиация, лесоохрана. После того как новые машины начнут выполнять государственные задания, ими заинтересуются и частные лица.

Первый опытный образец почти готов - осталось покрасить. Но журналистам запретили его фотографировать в цехах института.

- Чтобы не сглазить, - признался Алексей Серьезнов.

Широкой публике новый самолет представят на Международной авиационно-космической выставке в салоне МАКС.

КСТАТИ

Композиты будут везде

Конструкторы СибНИА на пластиковом Ан-2 не остановятся. Как только полностью закончат работу над данной моделью, возьмутся за следующую. На очереди - Як-40.