Вот такой экспонат можно встретить в Зимнем Дворце.
Фото: Александр ГЛУЗ
«ВОПРОС У МЕНЯ, У ПИТЕРСКОЙ»
Вообще-то экспозиция «Рыцарь отчаяния – воин красоты» в Государственном Эрмитаже открылась еще 22 октября. На выставке – более двухсот работ известного бельгийского художника Яна Фабра.
Самые яркие работы, если можно так выразиться, - чучела кошек, зайцев, головы сов. Но больше всех запоминается тело ротвейлера, подвешенного в одном из залов на крюки. А вокруг - мишура.
В Государственном Эрмитаже такие экспонаты сочли вполне уместными. Объяснение нашли в биографии художника.
- Внук знаменитого энтомолога, Ян Фабр широко использует эстетику животного мира. С помощью своих произведений он пытается громко и осязаемо рассуждать о жизни и смерти, физических и социальных метаморфозах и о природе жестокости, присущей как животному, так и человеческому миру, - говорится в анонсе выставки на сайте Государственного Эрмитажа.
При этом, по плану кураторов, экспонаты Фабра должны вступать в диалог с картинами величайших художников.
Елена Ваенга возмущена современным искусством.
Фото: скриншот сайта
И они, правда, вступают. Так, например, тушка зайца висит рядом с картиной, на которой изображена дичь, в том числе потрошенная. Тех, кто бывал в залах фламандской живописи в Эрмитаже, такие натюрморты едва ли удивят.
Экспонаты Фабра размещены в залах известных художников – Рубенса, Снейдерса, Ван Дейка, Йорданса.
Но петербуржцы решили, что реальные тушки животных – это уже слишком. Одной из первых возмутилась певица Елена Ваенга.
- Плохо , плохо когда всякие "звездули" ездят "задом" на авто........ но вот вопрос у меня , у питерской.....у руководства эрмитажа вообще все с башкой плохо????((((( позорище (((((( - написала Ваенга на своей страничке в «Инстаграме» (орфография и пунктуация авторские – прим. ред.).
«КЛАДБИЩЕ НАПОКАЗ»
Елена Ваенга также сопроводила запись хештегом «позорэрмитажу». К слову, в социальных сетях стремительно нарастает целая волна возмущения выставкой Фабра.
- Как водить детей в музеи и самим ходить, если там устраивают кладбища напоказ? – возмущается пользовательница sysoevanv, мама двойняшек в декрете (так она сама о себе говорит).
- Сначала хабаровские живодерки, теперь «произведение искусства», что будет дальше? – вторит ей другая подписчица «Инстаграма».
Тушка зайца в одном из залов, посвященных фламандскому искусству.
Фото: Александр ГЛУЗ
В моду уже вошел черный квадрат с красными буквами «#позорэрмитажу» - его активно размещают в социальных сетях петербуржцы и не только.
КАК БЫТЬ С ЗООЛОГИЧЕСКИМИ МУЗЕЯМИ?
Защитники животных тоже против. По их мнению, так поступать с мертвыми собаками и кошками нельзя.
- Это психологический садизм, - заявила «КП» известная зоозащитница Светлана Лось. – Само чучело, подвешенное на крюки среди картин, - что это за извращение? Я это искусством не считаю.
Между тем, нашлись и те, кого выставка Яна Фабра не напугала и не возмутила.
- Почему все так сильно возмущаются? Чучела животных представлены во многих музеях – никого не смущают медведи, совы, мамонты. Давайте тогда целиком закроем зоологические музеи, городской музей Арктики и Антарктики – там вообще мертвых пингвинов показывают! – говорит петербурженка Анна Иванова, побывавшая на выставке.
Впрочем, она признает, что работы Фабра органичней бы смотрелись в залах, посвященных современному искусству.
Ранее в Государственном Эрмитаже заявили, что закрывать выставку не намерены. Более актуальный комментарий пресс-служба музея обещала направить нам чуть позже.
Некоторые экспонаты посетителей пугают.
Фото: Александр ГЛУЗ
СПРАВКА «КП»
Ян Фабр родился в Бельгии в 1958 году. Его дед – известный энтомолог Жан-Анри Фабр, автор книги «Жизнь насекомых».
Фабр прославился рисунками, сделанными шариковыми руками с синей пастой, а также собственной кровью. Известен он и своими скульптурами.
В Эрмитаже можно увидеть, например, черепа, покрытые панцирями насекомых, и целые мозаики, сложенные из них. Но есть и более традиционные работы.
Кстати, в начале 2000-х Ян Фабр получил заказ от бельгийской королевы Паолы – и теперь потолок одного из залов Королевского дворца покрыт крыльями жуков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Зоозащитники и коммунисты требуют закрыть выставку Яна Фабра в Эрмитаже
Не все жители Северной столицы активно приветствуют современное искусство. Провокационную выставку бельгийского артиста Яна Фабра с участием в ней подвешенных чучел бездомных животных требуют закрыть зоозащитники и коммунисты (подробности).
Эрмитаж о скандальной выставке: Фабр призывает к бережному отношению с животными
«Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть», - объяснили в Эрмитаже (подробнее)
ОФИЦИАЛЬНО
Министерство культуры не согласовывало с "Эрмитажем" выставку Яна Фабра
"Действительно, выставочный проект «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты», представленный в Государственном Эрмитаже, вызвал широкий резонанс, контрастируя с признанными шедеврами мирового искусства. Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн", - пояснили "КП" в Министерстве культуры (подробности)