Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Происшествия29 ноября 2013 15:38

«Учитесь заходить на второй круг!»

После авиакатастрофы в Казани МАК выпустил рекомендации для пилотов [видео]
В распоряжении «КП» оказался документ, который проливает свет на обстоятельства авиакатастрофы в Казани 17 ноября

В распоряжении «КП» оказался документ, который проливает свет на обстоятельства авиакатастрофы в Казани 17 ноября

Фото: РИА Новости

КУРС НЕ СКОРРЕКТИРОВАЛИ

В распоряжении «КП» оказался документ, который проливает свет на обстоятельства авиакатастрофы в Казани 17 ноября. Это письмо, разосланное Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) в авиакомпании и аэропорты. Документ во многом повторяет то, о чем МАК уже сообщал. Однако в нем есть ответ на вопрос, в чем состояла «непосадочная конфигурация», о которой летчики сообщали диспетчеру. Именно из-за нее лайнеру пришлось уходить на второй круг.

Прокомментировать эти данные мы попросили специалиста по безопасности полетов, экс-пилота первого класса Владимира Герасимова. Итак, как следует из письма, «при подходе к аэродрому диспетчер информировал экипаж о боковом уклонении от оси трассы около 4 километров».

По словам Владимира Герасимова, ничего криминального в этом нет. Коридор для следования самолета составляет 10 километров — по пять километров справа и слева от оси трассы. Так что отклонение в 4 километра не выходило за рамки. Тем не менее, курс необходимо было скорректировать так называемым «векторением».

- В процессе векторения экипаж переводит управление в ручной режим, а диспетчер задает новый курс, потом снова меняет его, - говорит Владимир Герасимов. - И двигаясь по векторам, самолет выходит на необходимый курс.

Почему самолет, следующий на автопилоте, отклонился от трассы? Причины могут быть разные. Например, из-за рассогласования данных бортового компьютера и навигационной системы. Это происходит всегда, на современных самолетах даже есть специальная кнопка, автоматически сверяющая информацию компьютера с системой GPS. Но на старых самолетах уточненные данные приходится вводить вручную, и экипажи не всегда делают это во время.

Почему самолет, следующий на автопилоте, отклонился от трассы? Причины могут быть разные

Почему самолет, следующий на автопилоте, отклонился от трассы? Причины могут быть разные

Фото: РИА Новости

Как бы то ни было, отклонение в 4 километра не вызвало ни у кого беспокойства. Как говорится в письме МАКа, «запросов на векторение от экипажа и предложений о векторении от диспетчеров не поступало». И потому, как говорится в документе, «спаренный 3-4 разворот был выполнен со значительным «проворотом» и оказался «значительно правее курса захода».

- Если говорить проще, самолет не вписался в поворот, - продолжает Владимир Герасимов. - Ему пришлось как бы «доворачивать», чтобы попасть на нужный курс.

Все эти маневры происходили в автоматическом режиме. Из-за неудачного разворота и корректировки курса автопилот вывел самолет чуть выше глиссады (траектория снижения). Из-за этого не произошло «захвата глиссадного маяка» - тот есть не была установлена связь между отвечающим за снижение навигационным оборудованием аэропорта и самолета. Именно из-за этого «Боингу» пришлось уходить на второй круг.

УЧИТЬСЯ ЗАХОДИТЬ НА ВТОРОЙ КРУГ

То, что было позже, МАК уже сообщал: лайнер «задрал нос», а потом ушел в глубокое пике.

Между тем в письме содержится ряд рекомендаций для авиакомпаний. Например, провести с летным составом дополнительные занятия по изучению особенностей навигационной системы самолета, распознаванию сложного пространственного положения самолета и отработке действий при уходе на второй круг.

Получается, что данные предварительного расследования говорят о недостаточной подготовке экипажа

Получается, что данные предварительного расследования говорят о недостаточной подготовке экипажа

Фото: РИА Новости

Получается, что данные предварительного расследования говорят о недостаточной подготовке экипажа. Но в том же письме есть еще один абзац - о том, что нужно доработать технологию работы диспетчера. По мнению авторов, они (диспетчеры) должны более активно помогать экипажам при незначительных отклонениях от маршрута. То есть диспетчер должен был заставить пилотов «Боинга» скорректировать курс?

- Ничего подобного, - заявил «КП» президент Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. - Запрос на векторение должен исходить от экипажа. Мало того, диспетчер не имеет права предлагать эту процедуру пилотам самолета, следующего в автоматическом режиме. А письмо МАК — обычная попытка выпустить инструкции на все случаи жизни.

Репортаж о реконструкции последнего рейса «Боинга» читайте в следующем номере.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Алексей ТОПОРОВ («КП» - Казань»)

Эксперты - о рухнувшем лайнере: «Посторонние в кабине пилота? Это чушь!»

Эксперты комментируют «сенсацию».

Вчера один небольшой питерский телеканал выдал бомбу: мол, «Боинг» упал из-за того, что им решил поуправлять кто-то из высокопоставленных пассажиров (а их на том рейсе действительно хватало). Сенсация не прожила и нескольких часов. Зам. председателя Межгосударственного авиакомитета Олег Ермолов все опроверг:

- Это полная чушь! Комментировать подобную ерунду даже не хочется.

Кроме того, эксперта, который якобы сделал громкое заявление, как выяснилось, не существует.

Эксперты МАК называют основной причиной крушения «Боинга» все-таки ошибку пилота. Судя по тому, как серьезно ведется проверка документации компании, где пилоты проходили переподготовку, этой версии придается особое значение. Погибший пилот Рустем Салихов еще совсем недавно был штурманом, а командиром экипажа его назначили лишь семь месяцев назад. При этом штурманом он летал на отечественных самолетах!

- Мы внимательно смотрим журналы обучения и документы с оценками знаний пилотов разбившегося самолета. Изучаем, как часто они проходили тренировки, - пояснил официальный представитель СК России Владимир Маркин. - После этого сделаем выводы об уровне их подготовки.

Тем временем авиакомпания «Татарстан», которой принадлежал разбившейся борт, не дожидаясь окончания расследования, решила избавиться от еще одного - последнего - «Боинга-737». Оба лайнера - и этот, и разбившийся - казанцы брали в лизинг у болгарской компании Bulgaria Air. Иностранцы отреагировали на расторжение договора без возражений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Эксперт об авиакатастрофе в Казани: У летчиков пикирующего «Боинга» было 20 секунд, чтобы спасти самолет Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал первые выводы расследования крушения Боинга 737-500 в Казани. Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил «сваливание» в штопор, как и предполагали эксперты «КП». Но почему это произошло? В сообщении МАК происшествие описывается детально, с обилием технических терминов. Мы попросили прокомментировать их Героя России летчика-испытателя Анатолия Кнышова (читайте далее) КСТАТИ Пугачеву и Домогарова пилоты сами пускали за штурвал самолета На днях в СМИ появилась информация, что при крушении казанского самолета в салоне «Боинга» находится посторонний человек. Мол, не это ли спровоцировало авиакатастрофу?! МАК почти сразу опроверг эту информацию, назвав ее попросту «ерундой». А тем временем блогеры вспомнили, что наши звезды нередко хвастаются, что их приглашают в салон, а иногда даже дают посидеть за штурвалом воздушного корабля (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эксперт об авиакатастрофе в Казани: У летчиков пикирующего «Боинга» было 20 секунд, чтобы спасти самолет

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал первые выводы расследования крушения Боинга 737-500 в Казани.

Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил «сваливание» в штопор, как и предполагали эксперты «КП». Но почему это произошло? В сообщении МАК происшествие описывается детально, с обилием технических терминов. Мы попросили прокомментировать их Героя России летчика-испытателя Анатолия Кнышова (читайте далее)

КСТАТИ

Пугачеву и Домогарова пилоты сами пускали за штурвал самолета На днях в СМИ появилась информация, что при крушении казанского самолета в салоне «Боинга» находится посторонний человек. Мол, не это ли спровоцировало авиакатастрофу?! МАК почти сразу опроверг эту информацию, назвав ее попросту «ерундой». А тем временем блогеры вспомнили, что наши звезды нередко хвастаются, что их приглашают в салон, а иногда даже дают посидеть за штурвалом воздушного корабля (читайте далее)

Пугачеву и Домогарова пилоты сами пускали за штурвал самолета

На днях в СМИ появилась информация, что при крушении казанского самолета в салоне «Боинга» находится посторонний человек. Мол, не это ли спровоцировало авиакатастрофу?! МАК почти сразу опроверг эту информацию, назвав ее попросту «ерундой». А тем временем блогеры вспомнили, что наши звезды нередко хвастаются, что их приглашают в салон, а иногда даже дают посидеть за штурвалом воздушного корабля (читайте далее)

ПАМЯТЬ

На сайте kp.ru появилась страница памяти погибших в казанской авиакатастрофе. Здесь вы увидите фотографии, узнаете имя и возраст каждого из 50 ушедших членов экипажа и пассажиров Boeing - 737-500. Вспомним всех поименно (читайте далее)