Всего по ожиданиям Департамента культуры в этом году музеи в ночь акции планировали посетить миллион человек
Фото: Евгения ГУСЕВА
ТРЕТЬЯКОВКА: ТОСКА ПО БЕСПЛАТНЫМ ПИРОЖНЫМ
Хвост к Третьяковке обычно напоминает откормленного удава и заканчивается недалеко от метро. В этот раз очередь напоминала ужа-подростка и заканчивалась напротив «дома-писателей» — это в ста метрах от входа. Многих испугал ливень, обрушившийся на столицу вечером. А еще на «упитанности» очереди сказалось, то, что «Ночь» здесь началась в 10 утра.
— А почему пирожные не бесплатные? — ворчат недовольные дамы у шатра в напитками и закусками.
Продавщицы отшучиваются, что бесплатны в эту ночь только зрелища. Цены на «хлеб» гуманные: Пирожки по 40 рублей, компот — по 50 рублей.
Подходит немецкая делегация. Фрау коротают время, прикладываясь к миниатюрным бутылочкам со шнапсом. Немцев ведут в обход.
Очередь тем временем растет. Записываем, что основная экспозиция — выставка Васнецова — будет работать все лето, и уходим. Придем в другой раз.
«Ночь» здесь началась в 10 утра
Фото: Евгения ГУСЕВА
АВТОБУСЫ С ЦВЕТОМУЗЫКОЙ И ВЕРКОЙ СЕРДЮЧКОЙ
На Ордынке — вереница официальных такси. Поездка — от 340 рублей. Но мы идем тестировать новинку этого года — музейные бесплатные шатлы.
Автобусы действительно ходили. От Парка Культуры они уезжали с интервалом в пять минут.
Маршрутки — чистенькие и новенькие — убегали на Юго-Запад. Белоснежный красавец шел по Садовому.
В автобусе дают брошюру — ее выпустила одна из компаний. Там хорошая навигация и детальная программа всех музеев. Почти всех.
Штука оказалась очень полезной. На сайте акции нет и половины того, чего есть в этой книжице.
По громкой связи объявляют остановки и рассказывают, что здесь в шаговой доступности.
Выходим у музея кукол Образцова: жутко интересно, что же в недетское время показывают в детском театре? Но двери закрыты: театр заявлен участником акции на сайте, но о том, какая там программа, информации нет. На сайте театра на этот день — обычная субботняя афиша.
Снова ныряем в музейный «шатл»: на сей раз это маршрутка. Машина отъезжает под Верку Сердючку.
— Простите, радиостанцию перепутал. — извиняется водитель.
Через минутку в салоне, а он с подсветкой — играет джаз.
— Прямо дикотека какая-то! — комментирует девочка лет десяти. Детских мордашек в салоне, кстати, много. А на часах — 23.00. Дети обсуждают, сколько съели мороженого и когда их сегодня отправят спать.
По громкой связи объявляют остановки и рассказывают, что здесь в шаговой доступности
МУЗЕЙ ВЫСОЦКОГО: ОДЕЖДА В БУФЕТЕ
Перед музеем многолюдно, несмотря на то, что время близится к полуночи.
— Проходите, дорогие, — встречает группы на входе классического вида музейная смотрительница. — Но помните, что в ровно в полночь....
— Музей превратится в тыкву! – перебивает кто-то седовласую даму.
— Нет, просто выключится свет, — отвечает смотрительница.
В кабинете поэта — не протолкнуться.
— А зачем в буфете рубашки? — спрашивает кто-то из толпы.
И правда — в антикварном буфете рубашки лежат стопочками.
— Это Высоцкий сам так придумал. Ему так было удобно, — отвечает экскурсовод.
— А клюшка ему зачем? — не унимаются посетители.
— Хоккеисты сборной подарили, со своими автографами. Владимир Семенович подарком дорожил, — раздается в ответ.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ: УЛИТКИ-ГЕРМОФРОДИТЫ
— Мам, давай вот эту купим! Нет, вот эту! — розовощекий мальчуган лет 10 в зале Биологического музея с вожделением рассматривал содержимое пластиковых контейнеров. Издалека могло показаться, что торгуют салатиками — и ничего, кроме листьев, в них как будто не было. Подойдя ближе, мы смогли рассмотреть собственно товар. Гигантских улиток всех размеров и мастей!
— Возьмите вот эту, симпатичная! И всего за 1000 рублей, — девушка-продавец взяла из контейнера африканскую улитку размером с мужской кулак, и моллюск растекся по ее ладони.
Мама мальчугана изобразила некоторое подобие улыбки и, вздохнув, потянулась за кошельком.
— Девочка? — с надеждой спросила она.
— Они гермофродиты! — подмигнула девушка, упаковывая покупку в контейнер.
Помимо улиток (ценник «начинался» от 500 рублей) — в музее им. Тимирязева продавали еще и змей, пауков, ящериц и даже нильских крыланов! Их выставили специально в честь «Ночи музеев», и назвали «Живой коллекцией».
Впрочем, можно было посмотреть и регулярную экспозицию. Очереди не наблюдалось почти весь вечер.
Улитки целуются в Биологическом музее!
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ: РОБОТЫ И РЕТРОАВТОМОБИЛИ
У дверей Политехнического музея мы постояли от силы пару минут — и то, только для того, чтобы выпустить всех желающих. Показывали фотовыставку, посвященную истории создания роботов в Советском Союзе, но подобраться к фотографиям сложно — внутри многолюдно. Было очень душно, а потому насладиться экспозицией в полной мере мы не смогли.
Зато во внутреннем дворе Политеха выставили небольшую коллекцию ретроавтомобилей — около 10 железных красавцев, все, кстати, на ходу.
Зато во внутреннем дворе Политеха выставили небольшую коллекцию ретроавтомобилей — около 10 железных красавцев
МАНЕЖ: КАРТИНКИ НА СТЕНАХ
В архитектурный музей им. Щусева мы и вовсе зашли без очереди. Многие пренебрегли этим небольшим музеем, расположенным на Воздвиженке, и совершенно напрасно. Выставляются несколько раритетных макетов — они доступны для публики впервые за несколько лет масштабной реконструкции. Самый любопытный — макет Большого Кремлевского дворца, амбициозного и несбыточного проекта Екатерины Великой. Макет длиной в несколько метров показывает, что могло бы быть на месте нынешнего Кремля, если бы задумку реализовали.
А вот попасть в ГКЗ «Манеж» не удалось: к полуночи очередь туда расстянулась аж до входа в ТЦ «Охотный ряд», вдоль Александровского сада. Ажиотаж понятен — здесь показывали эффектную визуальную инсталляцию японской художницы и выставку, посвященную дизайну упаковки. На фасаде Манежа демонстрировали небольшие видеоинсталляции, но едва ли они могли бы скрасить минимум часовое ожидание.
ПАРК ГОРЬКОГО: ПРОБКИ И ФАНАТЫ
Не желая терять время в очередях, мы направились в Парк Горького. И чуть не пожалели: на основных путях подъезда к парку в час ночи образовались серьезные заторы. Зато в самом парке было весело и шумно. Приятно, что публика была в основном трезвая — спасибо запрету на продажу алкоголя в ночные часы. Лишь отдельные группы подвыпивших футбольных фанатов ЦСКА, праздновавших победу любимой команды в чемпионате, нарушали общее умиротворенное настроение.
А вообще, «Ночь музеев» в столице — явление странное. Ажиотаж вокруг культовых музеев непонятен: там и в обычные дни многолюдно, а в «Ночь музеев» приходится стоять по 2-3 часа, а экспозицию осматривать в режиме «бегом-бегом». Возможность бесплатного прохода есть у многих городских музеев: третье воскресенье месяца вход свободный. Но с каждым годом «Ночь в музее» привлекает все больше и больше москвичей. Похоже, это такой негласный звонок: в город пришло лето, пора гулять! Вот люди и гуляют. И хорошо, что их приучают делать это не только в ночных клубах и ресторанах.
Пианино у входа в Парк Горького
Фото: Евгения ГУСЕВА
КСТАТИ
Несколько лет подряд музеи практиковали вход по спискам: тем, кто предварительно заходил на сайт акции и регистрировался, можно было пройти без очереди. В этом году добавилась еще одна опция: обладатели «золотых» и «платиновых» карт могли зарегистрироваться на сайте, получить код и идти в музеи-партнеры без очереди. Но уже в среду лимит записи был исчерпан.Всего по ожиданиям Департамента культуры в этом году музеи в ночь акции планировали посетить миллион человек. В прошлом году их было 800 тысяч.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Владимир Мединский: «Мечтаю, чтобы дети ходили в музей, как в Диснейленд, – с интересом» Программа Владимира Мединского в минувшую Музейную ночь представляла собой «срез жанров» и включала посещение Музея имени Пушкина, музея-квартиры Алексея Толстого, Музея декоративно-прикладного искусства, Исторического музея и Третьяковки — а это художественная классика, и галереи на Крымском валу – это уже современное искусство. Собственно, красочное костюмированное представление возле Пушкинского музея в шесть часов вечера, на которое приехал министр, и открыло эту ночь в столице. На лестнице с застывшими по бокам живыми статуями под музыку Моцарта появился капельмейстер с косицей и в камзоле, вышли герои живописных полотен. Жонглеров в костюмах и масках венецианского карнавала, сменил Древний Египет – с опахалами, перьями и фараоном на носилках. На эти ожившие картины, на девушку с обручами, на бронзовых гимнастов и ожившие статуи смотрели в изумлении и взрослые и дети. Да и министр культуры тоже не отвлекался на нависшую тем временем над Москвой и грозящую дождем тучу. После танца нескольких кокетливых мадам-помпадурш, сказал кратко и емко: — Суть ночи Музеев не в том, что билеты сегодня бесплатные, у нас билеты в музеи и так доступны по цене любому, а в том, чтобы люди ходили в музеи как можно чаще (далее).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Владимир Мединский: «Мечтаю, чтобы дети ходили в музей, как в Диснейленд, – с интересом»
Программа Владимира Мединского в минувшую Музейную ночь представляла собой «срез жанров» и включала посещение Музея имени Пушкина, музея-квартиры Алексея Толстого, Музея декоративно-прикладного искусства, Исторического музея и Третьяковки — а это художественная классика, и галереи на Крымском валу – это уже современное искусство. Собственно, красочное костюмированное представление возле Пушкинского музея в шесть часов вечера, на которое приехал министр, и открыло эту ночь в столице.
На лестнице с застывшими по бокам живыми статуями под музыку Моцарта появился капельмейстер с косицей и в камзоле, вышли герои живописных полотен. Жонглеров в костюмах и масках венецианского карнавала, сменил Древний Египет – с опахалами, перьями и фараоном на носилках. На эти ожившие картины, на девушку с обручами, на бронзовых гимнастов и ожившие статуи смотрели в изумлении и взрослые и дети. Да и министр культуры тоже не отвлекался на нависшую тем временем над Москвой и грозящую дождем тучу. После танца нескольких кокетливых мадам-помпадурш, сказал кратко и емко:
— Суть ночи Музеев не в том, что билеты сегодня бесплатные, у нас билеты в музеи и так доступны по цене любому, а в том, чтобы люди ходили в музеи как можно чаще (далее).