Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+19°
Boom metrics
Интересное5 мая 2012 16:00

Авиатор Александр Бегак: «Рекорд скорости набора высоты побит!»

В Пятигорске к инаугурации президента испытали уникальный бегалет [видео]
Приоритет у любого испытателя — высота.

Приоритет у любого испытателя — высота.

Пятигорский авиатор и создатель первого в мире бегалета (гибрида электромобиля, микросамолета и параплана) с широкими возможностями Александр Бегак 5 мая замахнулся сразу на несколько мировых рекордов. Он решил превысить российское и мировое достижение полета «на выигрыш высоты» для данного класса летательных аппаратов и подняться на высоту более 6 тысяч метров. По сути, бегалет - очередная ступень в развитии аэромобилей, мотопарапланов, дельтапланов и аэрошутов. Помните, как в фантастических фильмах о будущем летательные аппараты лихо лавируют между высотными домами? Такие полеты отнюдь не фантазия, если будут развиваться подобные проекты.

Показательные испытания своего бегалета он посвятил предстоящей инаугурации президента России и 67-летней годовщины Победы в Великой Отечественной. Испытания прошли в Пятигорске, ведь именно здесь началась история проекта «Небесная Одиссея» и одноименной команды. Появился молодежный аэроклуб и лаборатория по созданию таких аппаратов. Авиатор считает, что тогда, в самом начале, когда родилась идея, ребятам оказал поддержку президент Владимир Путин. Он дал возможность многим ребятам из команды самореализоваться.

Правда, побить намеченный рекорд в день этих испытаний не удалось. Помешал сильный ветер.

- Для гор это естественно, - комментирует наблюдатель испытаний от Международной авиационной федерации, секретарь федерации авиационного спорта России Юрий Ветров. - Температура повышается и ветер усиливается. К вечеру спадет и можно будет попробовать повторить попытку. Но уже можно сказать, что скорость набора высоты или, профессионально - вертикальная скорость - побила все достигнутые рекорды для аппарата подобного класса, превысив 15 метров в секунду. Это важно, потому что, заявив о высоте, необходимо освоить скорость набора высоты. Это сегодня было. Также скорость горизонтального полета превысила зафиксированные международной авиационной федерацией результаты для аппаратов такого класса.

Но все же приоритет у испытателя — высота. Поэтому он намеревается в ближайшем будущем, когда позволят погодные условия, взлететь еще раз и попытаться побить рекорд высоты, который пока уверенно держат немецкие спортсмены.

Александр Бегак создал этот аппарат в своей экспериментальной авиационной лаборатории.

Александр Бегак создал этот аппарат в своей экспериментальной авиационной лаборатории.

- Сегодня провели эксперимент на высоту, - говорит Александр Бегак, - правда, из-за перегрева двигателя и усиления ветра эксперимент не удалось довести до конца. Но обычно у аппаратов подобного класса с мягким крылом набор высоты 2 — 3 метра в секунду. У на саппарат показал 15 метров в секунду. Это зафиксировали приборы. Более того, мы достигли рекордной для такого аппарата скорости — 85 км в час по горизонту. Обычно таике аппараты летают со скоростью от 30 до 45, н умаксимум до 60 км в час.

- Бегалет — это уникальный гибрид летательного аппарата, - добавляет Юрий Ветров. - По классификации мотопаралет, то есть аппарат, у которого за основу используется купол парашюта, двигатель внутреннего сгорания и кабина пилота.

Правда, по словам наблюдателя, достоверность рекорда будет оценена после того, как будут сняты все показатели с бортового компьютера. А это будет сделано позже. Если они действительно максимальные, то результаты передадут в международную авиационную федерацию для заверения. На это может уйти до 4 месяцев.

Кстати, команду подготовки к этому полету вошли специалисты Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина и отряда космонавтов России, МЧС, Федерации Авиационных видов спорта России, ДОСААФ России, комиссары FAI, представители книги рекордов России.

СПРАВКА «КП»

Бегалет — это уникальный гибрид летательного аппарата.

Бегалет — это уникальный гибрид летательного аппарата.

Александр Бегак создал этот аппарат в своей экспериментальной авиационной лаборатории. «Эклипсу» предшествовали в разные годы бегалеты «Скарабей», «Ирида», «Эволюция». Это не первая серьезная акция Александра Бегака. В 2004 году он стал руководителем экспедиции «Небесная Одиссея» в Антарктику. 20 апреля 2009 года он установил рекорд по широтности полета на легкомоторном самолете собственной конструкции «Бегалет», который проходил над российской ледовой дрейфующей в районе Северного Полюса станцией «Барнео».

ЧТО ТАКОЕ БЕГАЛЕТ?

Все системы и экипаж размещаются в обтекаемой мотокапсуле из стеклопластика и титана. Основное отличие от обычного самолета – крыло, которое представляет собой тканевый парапланерный купол, специально спроектированный для этого аппарата. Бегалеты являются простыми, неприхотливыми и дешевыми транспортными средствами. На них уже сейчас можно проводить первоначальную подготовку пилотов, осуществлять патрулирование зон наблюдений, пожаров, линий газопровода и электропередач.

Компоновка аппарата и необычная четырехстоечная схема шасси обеспечивает безопасную посадку и взлет без капотирования на неподготовленные площадки, а аэродинамика обеспечивает фактически вертикальную посадку на ограниченную площадку.

Благодаря мягкому крылу аппарат способен взлетать даже с самых неприспособленных поверхностей – с горных склонов, с покрытых антарктическим льдом островков, со школьного футбольного поля. В час судно расходует до 20 литров топлива. Мощности двигателя достаточно для того, чтобы поднять в воздух четырехместный самолет. Чтобы установить абсолютный рекорд высоты, пилоту потребуется подняться на рекордную высоту, то есть необходимо наличие на борту судна специального кислородного оборудования. Двигатель гарантирует стабильную работу на 12000 метрах.

Тактико-технические характеристики

Бегалет «Эклипс», бортовой номер RA-0752G

Экипаж

1+1

Максимальный взлетный вес, кг

460

Скороподъемность, м/с

5.1

Скорость снижения, м/с

1.2

Максимальная скорость полета (на 12000м), км/ч

65

Длина разбега в зависимости от метеоусловий, м

5 – 25

Длина пробега, м

0 – 20

Время работы двигателя, часов

4

Площадь параплана, м2

46

Мощность силовой установки, л/с

115