Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика13 февраля 2008 22:00

Премьер-министр Беларуси в 1990 - 1994 годы Вячеслав КЕБИЧ: Авария, в которой погиб Машеров, не была случайной…

Сегодня мы заканчиваем публикацию глав из книги Вячеслава Кебича «Искушение властью: из жизни премьер-министра».

Продолжение. Начало в номере за 7 февраля.

Вячеслав Францевич вспоминает о Петре Машерове. Он считает его «преждевременным человеком», который понимал, что Беларуси нужны коренные изменения, выступал за экономический суверенитет страны…

26 февраля Петру Мироновичу Машерову исполнилось бы 90 лет...

«Последнюю ночь он провел в одиночестве, сжег какие-то бумаги»

«Я был одним из последних, с кем общался Петр Миронович за несколько часов до своей гибели. (…) Машеров позвонил мне:

- Вячеслав Францевич, хочу побывать на каком-нибудь предприятии, на отчетно-выборной конференции. Куда посоветуешь?

- Мне кажется, Петр Миронович, вам лучше всего посетить объединение «Горизонт». Вы его довольно жестко и справедливо критиковали. Сейчас там положение заметно улучшилось. Коллективу будет приятно ваше внимание.

Машерову мое предложение понравилось. Поблагодарив за подсказку, сказал:

- Так и сделаю. А сейчас хочу проехать по Минщине, посмотреть, как там идет уборка картофеля.

Думаю, что уборкой картофеля Машеров хотел поинтересоваться лишь по пути на загородную дачу. (Во время этой поездки и произошла авария, в которой погиб Машеров. - Ред.)

В его жизни предстояло какое-то очень важное событие. По одной из версий, большинство членов Политбюро склонялось к мысли о необходимости назначить его председателем Совета Министров СССР. Под их давлением Брежнев якобы вынужден был согласиться с этим, но искал возможность предотвратить возвышение более молодого и популярного политика. Рядом с ним слишком убогой выглядела бы его собственная фигура.

Зная о завязавшейся вокруг него подковерной борьбе, Машеров наверняка хотел побыть один, поразмышлять. Накануне, это известно из достоверных источников, он провел в одиночестве ночь на даче в Дроздах, сжигал там какие-то бумаги. Что это были за документы, не знают даже его родные».

Машеров почему-то поехал на старой машине со старым водителем

«Есть целый ряд обстоятельств, которые позволяют предполагать, что гибель Машерова стала результатом тщательно подготовленной операции по его устранению. О некоторых из них в массовой печати не сообщалось, и я, насколько осведомлен, хочу о них сказать.

Во-первых, Машеров действительно к чему-то готовился, без крайней необходимости документы не жгут.

Во-вторых, у него, по всей видимости, состоялся накануне секретный разговор с председателем КГБ СССР Юрием Андроповым. Юрий Владимирович очень высоко ценил Петра Мироновича и, зная о том, что ему угрожает опасность, выслал из своего ведомства для его охраны трех верных ему полковников. Они вылетели в Минск в спешном порядке и опоздали всего на два часа.

В-третьих, последнее время Машеров ездил не на «Чайке», а на бронированном «ЗИЛе». «Чайка» стояла в гараже и практически не использовалась. На этот раз ему сказали, что в «ЗИЛе» якобы выявились какие-то неисправности. Логичнее было бы посоветовать Машерову чуточку повременить с поездкой, но охрана почему-то этого не сделала. Дальше безупречно действовавшая до сих пор охрана допускает проколы один за другим. За руль «Чайки» садится водитель Зайцев. Он партизанил с Машеровым и на протяжении многих лет возил его, но, выйдя на пенсию, был заменен молодым водителем. (…) Из допроса сотрудников охраны следует, что на этот раз пожилому водителю разрешили сесть за руль якобы потому, что он лучше знал автомобиль этого класса. Аргумент, прямо скажем, не убедительный. По давней своей привычке Машеров сел не сзади, а рядом с водителем.

В-четвертых, Машеров садился в автомобиль, держа в руках дипломат. Никогда раньше он не брал его с собой. Необходимые документы всегда везла охрана. Во время осмотра места происшествия дипломат не нашли. Или сделали вид, что не нашли! Что было в нем и куда он исчез - неизвестно.

В-пятых, грузовой автомобиль, который стал причиной аварии, не имел стоп-сигналов. Водитель грузовика с картошкой мог не заметить, что он тормозит, и, среагировав слишком поздно, не успел остановиться.

В-шестых, следовавший впереди автомобиль сопровождения с мигалкой, который и обязан был обеспечить безопасность движения, оторвался слишком далеко, грубо нарушив инструкцию.

В-седьмых, я был на месте этого ДТП. Там не было даже маленького оврага, автомобиль мог без всякого риска повернуть на поле. Впрочем, это только мои предположения.

И, наконец, самое, пожалуй, главное. Узнав о гибели Петра Машерова, Леонид Брежнев почему-то категорически запретил первым секретарям ЦК республик ехать на похороны. Ослушался генсека только руководитель Компартии Литвы. Как правило, смерть примиряет даже самых непримиримых врагов. Брежнев же попрал все нормы христианской морали...»

В ТЕМУ

Кто еще упомянут в книге Кебича?

Борис Ельцин в Вискулях пил и не пьянел

«Ужин начался около часа ночи. По предложению Ельцина пили только «Беловежскую». Настроение у всех было приподнятое. О развале Советского Союза предпочитали не говорить… Борис Ельцин, который в последнее время по состоянию здоровья старался не злоупотреблять спиртным, на сей раз дал волю чувствам. Пил и почти не хмелел.

Примерно в половине второго ночи я повел Бориса Ельцина в баню. Зная его любовь к парной, захватил с собой в Вискули двух отменных массажистов. Предвосхищая вопрос читателей, любящих «клубничку», подчеркиваю: это были мужчины».

Михаил Горбачев - человек без чувства юмора

«Приведу два курьезных случая, в которых ярко проявился характер Горбачева.

После очередного тура переговоров по Союзному договору был накрыт стол. На нем, кроме прочих закусок, стоял коньяк «Отборный», а рядом… картошка. Я возьми да и пошути:

- Мы что, уже не только экономику, но и традиции перестраивать будем? Для русского человека как-то не подходит сочетание коньяка и бульбы!

Горбачев очень обиделся на меня за эту безобидную реплику, хотя понятно, что стол сервировал не он лично.

В другой раз за таким же застольем Михаил Сергеевич рассказал анекдот от Раисы Максимовны. В Харькове стоял памятник Сталину. После разоблачения культа личности его сняли, а на освободившийся постамент водрузили скульптуру Тараса Шевченко. Наутро на постаменте появилась надпись мелом: «Люды мои люды, шо ж вы наробылы - на грузинску ж… мэнэ посадылы». Все рассмеялись. Я даже не улыбнулся, повернул руку ладонью книзу, потом - ладонью кверху. Горбачев внимательно следил за моими манипуляциями, затем спросил:

- Что ты имеешь в виду?

- Только то, Михаил Сергеевич, что когда я был вот таким маленьким, этот анекдот уже имел во-о-от такую бороду!

Конечно, шутка получилась не очень удачной. Но ведь шутка же! А Горбачев отреагировал так, словно его страшно оскорбили. Не обладал советский президент чувством юмора».