Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество12 января 2017 12:47

Напрыгала на двойку

Вправе ли учитель ставить оценки не за знание предмета, а за поведение?
"Как, скажите мне, как можно наказывать человека за то, что он физически не может?" - задается вопросом наш автор.

"Как, скажите мне, как можно наказывать человека за то, что он физически не может?" - задается вопросом наш автор.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На днях у меня был большой и содержательный спор с нашим учителем физкультуры. Маргарита на днях принесла "двойку" по физкультуре. Больше не напрыгала, как ей сказали. Буквально. Через скакалку. Я уже не говорю о том, что у нее есть справка от педиатра, в которой указано, что у нее не общая группа по физ-ре в связи с ее заболеванием. И об этом мы с учителем говорили, еще в прошлом году обсуждали, что нагрузку ей давать по самочувствию. И вот - двойка.

Как, скажите мне, как можно наказывать человека за то, что он физически не может? Я понимаю, забыла сделать домашку по французскому, ей поставили в тетради "двойку" карандашом. (Родители у нас домашку не проверяют, делают дети все в школе, и это "косяк" в том числе классного руководителя, который как раз обязан ее проверять). Маргарита на следующий день домашку быстро написала, в дневник пошла - с учетом забывчивости, не "пятерка" (за уровень исполнения), а "четверка" - нечего, мол, тормозить. Согласна. Но "двойка" за то, что не напрыгала?!

Учитель со мной согласился, что девочка не лентяйка, что труженица, что просто больше сейчас напрыгать не может. И объяснил, что "двойку" он поставил для стимула. Для какого стимула? В чем стимуляция? Если ребенок знает, учитель знает и другие дети знают, что Маргарита больше напрыгать не может!

Говорит, что, мол, стимуляция и для других. На "пятерку", кстати, надо напрыгать во втором классе 80 раз. Ни я, ни моя мама в детстве прыгучестью не отличались. Я легко плавала и на коньках бегала на золотой значок ГТО. Ни разу в жизни не перепрыгнула нормально через коня и ни сантиметра не подтянулась по канату. Я хорошо бегала на лыжах, но обычный кросс добегала, когда все уже отдыхали. Помню, как спасали меня с этим мальчишки в классе. Когда я добегала и взять высоту уже не могла, они отвлекали учителя своими криками, а потом хлопали, будто я перепрыгнула, хотя я оббегала препятствие. Кстати, я рассказала об этом Маргарите. Она сказала, что это нечестно, сразу, без раздумий. Я немного растерялась, но ответила, что, с одной стороны, да. С другой стороны, это история о дружбе и взаимовыручке и о том, что невозможно делать все идеально.

Разговор учитель физкультуры закончил выводом: для вас двойка - это болезненно. Вывод не совсем правильный. Болезненно не потому, что двойка, а потому что несправедливо.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Да убоится ученик учителя своего

Александр Милкус, редактор отдела образования «КП»:

В девятом классе к нам пришел новый учитель русского языка и литературы. Скуластый, решительный. По привычке — а учился я не в самом образцово-показательном классе с литерой В, были у нас ребятишки разные — класс решил проверить учителя на слабо. Когда он впервые зашел в класс и подошел к своему столу, по аудитории, выписывая пируэты, полетели бумажные самолетики, кто-то на последней парте устроил небольшую потасовку. Гам стоял неимоверный. Юрий Константинович, казалось, на шум и беспорядки не обращал внимания. Он спокойно открыл журнал и стал по очереди по алфавиту поднимать учеников и задавать вопросы по пройденному в 8 классе материалу. Двух сказанных в замешательстве слов хватало на то, чтобы в журнал уходила жирная двойка или — удача — тройка. За двадцать минут был «обилечен» весь строптивый класс. Мы прижали уши.

На следующем уроке в классе стояла тишина с того самого момента, как в коридоре утих звонок.

Некоторые отрабатывали двойки с первого урока до конца четверти.

Потом мы узнали: до прихода в школу Юрий Константинович преподавал в колонии для малолетних преступников.

Столько лет прошло — а я иногда вспоминаю этот эпизод и размышляю, насколько педагогично поступил учитель? Ставить поголовно двойки, да еще в журнал в первый день своей работы — это подставить и самого себя, и учителя, который работал в классе до тебя. С другой стороны, как утихомирить незнакомый коллектив подростков, находяйщихся в самом расцвете гормонального всплеска?

Потом класс с учителем подружился. Его эмоциональные, яркие уроки запоминались. Его рассказы слушали, открыв рот.

Значит, все-таки иногда оценки могут быть способом воспитания и поддержания дисциплины?

СПРАВКА "КП"

Можно ли поставить оценку «просто так»?

Вообще-то критерии выставления оценок очень жестко прописаны. Поставить двойку просто так или за поведение учитель не может. Для каждого предмета критерии свои, так что в контрольной по математике и сочинении по литературе оценки будут выставляться по-разному.

В целом, "пятерка" ставится, если ребенок не сделал ни одной ошибки и максимум, допустил один недочет. "Четверку" ставят за 2-3 ошибки или 4-6 недочетов, ну или если ученик использовал нерациональное решение или немного нарушил логику изложения материала.

"Тройку" можно получить за 4-6 ошибок или 10 недочетов, а также за неполный ответ на вопрос. "Двойку" учитель ставит, если ребенок сделал более 6 ошибок или 10 недочетов, не раскрыл вопрос или не привел верные аргументы. Что считается ошибкой, а что недочетом, также прописано отдельно.

Такая система оценивания была введена еще в советских школах в 40-е годы. Сейчас школы могут сами решать, какую систему использовать — пяти- или десятибалльную. Но, понятно, почти все по-привычке используют пятибалльную, от которой, если уж положить руку на сердце, осталось всего четыре балла.

Подготовила Ксения КОНЮХОВА.