Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире8 ноября 2016 17:25

Разорванная в клочья Америка

Кто бы ни стал президентом США, примерно половина страны будет считать себя обманутой и обделённой
Александр ВЕДРУССОВ
Александр ВЕДРУССОВ
Хиллари Клинтон и Дональд Трамп сознательно пошли на антагонизацию различных страт американского социума

Хиллари Клинтон и Дональд Трамп сознательно пошли на антагонизацию различных страт американского социума

Фото: EASTNEWS/AP/FOTOLINK

Независимо от того, кто будет объявлен победителем президентской гонки в США, страна закончит этот большой электоральный цикл расколотой по множеству самых разных линий разлома.

Когда кандидат от Республиканской партии предлагает полностью запретить представителям одной из мировых религий въезд в страну до тех пор, пока американские власти «не разберутся, что происходит», это, конечно, ужас.

А вот когда его оппонентка в рамках кампании «Вместе сильнее» (!) походя называет сторонников своего конкурента «сборищем жалких людишек» (basket of deplorables), заклеймив десятки миллионов своих сограждан расистами, женоненавистниками, гомофобами, ксенофобами и исламофобами, это уже «ужас-ужас-ужас» (уж простите за неприличную аллюзию).

Вместо соревнования конструктивных, объединяющих нацию идей и программ нынешняя избирательная кампания стала катализатором раскола общества на противоборствующие группировки с почти диаметрально противоположными представлениями о будущем страны.

Хиллари Клинтон и Дональд Трамп сознательно пошли на антагонизацию различных страт американского социума, в той или иной степени противопоставив друг другу мужчин и женщин, белых и темнокожих, богатых и бедных, горожан и селян, мусульман и христиан. Только в таком столкновении лбами существенно отличающихся по взглядам и ценностям электоральных групп эти крайне непопулярные кандидаты от двух основных политических сил страны увидели свой, быть может, единственный путь к победе.

В ходе выборной кампании между штабами Трампа и Клинтон была развёрнута полномасштабная война компроматов. С гипертрофированной, доходящей до абсурда демонизацией соперника. В конечном итоге американцам предложили выбрать следующего главу государства из двух гротескных зол:

- либо распутного расиста, которого можно спровоцировать на начало ядерной бомбардировки нелестным сообщением в твиттере,

- либо коррумпированную обманщицу, которая развяжет третью, а потом сразу и четвертую мировую войну, лишь бы угодить своим корпоративным спонсорам и избежать уголовного преследования за нарушение всех мыслимых и немыслимых законов и этических норм.

Согласитесь, не такой уж и простой выбор. И каким бы он в итоге ни был, примерно половина страны будет считать себя обманутой и обделённой.

Многие особо впечатлительные американцы (включая действующего главу государства) уже сейчас кто-то шутя, а кто-то вполне серьёзно рассматривают возможность покинуть страну в случае, если президентом станет Дональд Трамп.

В то же время воодушевление ярых противников Клинтон в случае её победы, видимо, резко сменится болезненным разочарованием и уходом в глухую «внутреннюю эмиграцию»: если система так беспощадно перемолола и выкинула на обочину всех внесистемных игроков - не только «голодранца» Сандерса, но и миллиардера Трампа – простому американцу уж точно не найдется в ней достойного и справедливого места.

Такая высокая степень деморализованности значительной части общества явно не сулит стране ничего хорошего.

По признанию самих американцев, основным мотивом поддержки того или иного кандидата для примерно 57% из них является страх перед приходом к власти его оппонента. И хотя голосование «против» с чисто электоральной точки зрения является не менее хорошим мобилизационным инструментом, чем голосование «за» (которым движимы около 39% избирателей), в целом оно явно не способствует общественной консолидации ни до, ни во время, ни после выборов.

Примечательно, что более агрессивными и нетерпимыми к иной точке зрения в ходе кампании, вопреки распространенным представлениям, отметились именно противники Трампа: они сожгли офис республиканцев в Северной Каролине, оставив на его обгоревших стенах свастику и послание с угрозами, разбили кувалдой звезду Трампа на Аллее славы в Голливуде, отметились массовой порчей и кражей агитационных знаков с газонов его сторонников.

Более того, постоянные вспышки насилия, которые многие СМИ пытались представить как отличительную черту предвыборных митингов кандидата от Республиканской партии, на поверку оказались специально организованными политтехнологами демократов провокациями.

На финальной стадии кампании накал политического противостояния почти достиг точки кипения: всего за три дня до выборов Трамп был экстренно эвакуирован со сцены предвыборного митинга в штате Невада после того, как сотрудники Секретной службы решили, что пытавшийся сорвать мероприятие симпатизант Хиллари Клинтон мог быть вооружен. В итоге выяснилось, что провокатор не имел при себе оружия, но меры предосторожности явно не были излишними, учитывая многочисленные угрозы, периодически поступающие в адрес Трампа, его семьи и сторонников через социальные сети.

Что касается программной составляющей кампании, которая была не очень-то и заметна за плотной завесой скандалов и фанатичного разбора личностных характеристик кандидатов, то в основных тезисах противоборствующих сил опять-таки отразились практически все основные линии разлома американского общества: разрешение или запрет на аборты, ограничения на приобретение оружия, права сексуальных меньшинств и религиозные свободы, полицейская жестокость и этническая преступность, гуманизация или ужесточение уголовного законодательства, миграция – практически по всем важным для простых американцев вопросам общество разделилось на всё более радикализирующиеся группировки, всё менее готовые к компромиссам.

Во время кампании кандидаты от обеих партий мастерски разжигали страхи и предубеждения своих сторонников, чтобы вызвать ненависть к конкуренту: пока Трамп пугал избирателей демократами, покровительствующими насильникам и наркоторговцам из Мексики, Хиллари умело мобилизовала латиноамериканское и афро-американское меньшинство, застращав их перспективой прихода к власти республиканцев в белых капюшонах.

Совсем скоро мы узнаем, чья же страшилка в итоге оказалась для американского избирателя убедительнее.

А избранный президент, быстро отойдя от победной эйфории, почти сразу же обнаружит себя в положении главы государства, которого фактически ненавидит чуть ли не половина граждан его страны.

Как в таких условиях он будет решать доставшиеся ему по наследству серьёзнейшие экономические и социальные проблемы (начиная с почти удвоившегося за годы правления Обамы госдолга и заканчивая дополнительными тринадцатью миллионами американцев, оказавшихся в очередях за бесплатной едой за тот же период), одновременно сшивая разорванное в клочья безумной президентской гонкой общество, и является главной интригой отгремевших выборов и их итогов.

Корреспондент «КП» ведёт твиттер-трансляцию из США