Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество27 сентября 2016 12:53

К ЧМ-2018 в Петербурге хотят научить человека… летать

Изобретатели города на Неве, создавшие новую модель «махолета», уверены: в этот раз полетит
Такие "пернатые" летали на Олимпиаде в Сочи

Такие "пернатые" летали на Олимпиаде в Сочи

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Икар. Ангелы. Леонардо да Винчи. Даже сейчас, глядя из окна высотки вдаль, человеку порой до боли хочется взмахнуть руками – и полететь, как птица. В тщетных попытках отрастить «крылья» человечество бьется испокон веков.

На днях в петербургскую редакцию «Комсомолки» пришел интеллигентного вида мужчина с горящими глазами. В портфеле – очередной проект «махолета». А в сердце – железная уверенность: теперь уж точно взлетим.

ИЗ ГОНДОЛЫ – В САМОЛЕТ

– Вопрос стоит об осуществлении мечты человечества, о полете человека не на самолете, вертолете или планере, а на машущих крыльях, – сходу огорошил Геннадий Осипов. – Таких летательных аппаратов построено сотни, если не тысячи. И не один человек на этом погиб…

Первые попытки уподобиться пернатым зафиксированы в китайских рукописях I века нашей эры. Во все времена мечтатели-умельцы сооружали крылья из подручных материалов и с ними за спиной прыгали с бугра или колокольни. Одних за это хвалили, других – секли, третьих и вовсе убивали как еретиков. А многие калечились и погибали сами, ведь внешне скопировать полет птицы было недостаточно.

Яков Деген. Фото: Общественное достояние

Яков Деген. Фото: Общественное достояние

Более основательно за «мечту Икара» исследователи взялись в XVII—XIX веках. Расчеты показали, что для полета человеку нужно развить мощность в полторы-две лошадиные силы. И что мы, двуногие, слишком слабы и тяжелы для того, чтобы летать на машущих крыльях. С 1879-го Французская академия наук даже прекратила рассматривать проекты «махолетов» как утопичные.

Но романтики не унимались. Специалисты в аэродинамике припоминали, что и аист, судя по расчетам, из-за своей массы в воздух подниматься не должен. А «теоретическая невозможность» летать майского жука и шмеля и вовсе стали любимым анекдотом авиаторов.

Словом, эксперименты продолжались, вопреки сухим расчетам. В начале XIX века венский часовщик Яков Деген публично взлетел на… гондоле с прикрепленными к ней крыльями и шаром (для равновесия). Во время демонстрации изобретатель пробыл в воздухе сравнительно долго. Но попытка повторить полет провалилась: видимо, дело было в попутном ветре.

Отто Лилиенталь. Фото: Общественное достояние

Отто Лилиенталь. Фото: Общественное достояние

Спустя восемьдесят лет немецкий инженер Отто Лилиенталь заложил науку о планеризме. Изобретатель совершил более двух тысяч полетов на собственных аппаратах, в ходе одного из которых и разбился.

На рубеже тысячелетий последователи смельчака братья Райт создали свой планер, который мог зависать в воздухе без расхода энергии. А вскоре они совершили первый устойчивый полет на планере с легким поршневым двигателем. Так человек преодолел недостаток мускульной силы и создал самолет. Вот только крылья оставались неподвижными.

КРЫЛЬЯ ПУШКИНА

«Взмахнуть крылом», среди многих изобретателей, попытался и петербургский ученый Александр Пушкин. Он понял: чтобы заставить человека летать, как птица, нужен пневмопривод, который компенсирует недостаток мускульной силы. Еще одно ноу-хау – система управления клапанов, выведенная на пальцы рук: она позволит управлять крыльями на уровне опыта, интуиции и чувств.

Модель "махолета" Пушкина. Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

Модель "махолета" Пушкина. Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

– Расчетам полет не поддается, – объясняет Осипов. – Как и нельзя рассчитать, как человек плавает: это происходит инстинктивно. Как и в вертолетах нет прибора, показывающего, как лететь против ветра. И для «махолета» нельзя вычислить, когда и какой воздушный поток подействует на крыло. А делать расчеты для идеального безветренного пространства практического смысла нет.

Мечта объединила Пушкина с теоретиком Геннадием Осиповым, который семнадцать лет назад загорелся идеей отправить человека в небо – и принялся обрабатывать все труды, посвященные «птицекрылам», какие только попадались под руку.

Схема "махолета" Пушкина. Фото: Патент 2270136

Схема "махолета" Пушкина. Фото: Патент 2270136

К 2002 году Пушкин создал модель своего «махолета» в треть натуральной величины и подал заявку на патент, в 2006-ом патент был опубликован. Официально «пушкинские крылья» назвали «орнитоптером». В натуральную величину аппарат должен весить около 45 килограммов и достигать двенадцати метров в размахе крыльев. Предполагается, что пилот сможет развить скорость до ста километров в час и легко пролетать без остановок 150 километров!

Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

– В основе – гидравлическая силовая установка, обеспечивающая энергосберегающий режим работы, – объясняет Пушкин к документации к патенту. – Надежность орнитоптера обусловлена конструктивными особенностями: движение обоих крыльев синхронно. Аппарат прост в производстве, так как можно использовать стандартные конструкции, узлы и агрегаты.

Сейчас модель «аваплана» Пушкина хранится в Музее гражданской авиации. Изобретатель, скончавшийся в 2009 году, так и не увидел, как его детище поднимается к Солнцу.

ПОЛЕТЕТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

Но дело Пушкина продолжил его верный соратник. Последние пять лет Геннадий Викторович обивает пороги ученых, летчиков, коммерсантов: чтобы мечта Икара осуществилась, нужно провести испытания. Но сделать это без полномасштабной модели просто нельзя.

– Энтузиастов нет, – вздыхает Осипов. – Научное сообщество настроено скептически. С коммерческой точки зрения это неинтересно. Если бы сегодня Эдисон изобрел свою лампочку, она бы никому была не нужна…

Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

К слову, несколько лет назад один очень известный петербуржец был готов инвестировать в создание модели и испытания два миллиона долларов. Нашлось и предприятие, готовое «махолет» построить. Но вскоре молодой миллионер покинул страну, предприятие закрылось. И полет Икара остался легендой.

После смерти Пушкина Осипов дополнил «аваплан» (пока лишь в теории) регулируемыми отверстиями в крыльях, которые заменят птичье оперение. Строить аппарат, уверен теоретик, нужно из углепластиков, которые стали бы аналогом полых костей пернатых.

Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

Фото: Предоставлено Музеем гражданской авиации в Петербурге

– В спорте сейчас все нас ругают, пинают, – отмечает Осипов. – А вот бы мы, вопреки всем, открыли Чемпионат мира по футболу, где люди бы летали без тросов! Проектирование займет полгода, строительство – полгода, еще полгода – испытания. Полет изображали на открытиях Олимпиад в Пекине, в Лондоне, в Сочи. А мы бы взяли – и полетели бы по-настоящему.