Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество20 июня 2016 10:55

Бывший сотрудник «Парк-Отеля Сямозеро»: «С каждым годом профессиональных инструкторов было все меньше»

Руководство лагеря в целях экономии приглашало на работу обычных студентов
Виктор Фадеев проработал в лагере 5 лет.

Виктор Фадеев проработал в лагере 5 лет.

Фото: СОЦСЕТИ

БЕЗУМНАЯ АВАНТЮРА

После трагедии на Сямозере, в которой погибли 13 детей и еще один ребенок пропал без вести, следователи проверяют лагерь «Парк-Отель Сямозеро». Именно отсюда все дети 18 июня отправились в итоговый поход (смена в лагере должна была закончиться 22 числа).

Выходили в акваторию Сямозера уже после обеда. На двух лодках и плоту разместились 47 человек и 4 инструктора. Точнее – «инструктора».

Как выяснила «КП», возраст троих – примерно 17-19 лет. Профессионалами они, конечно же, не были. Это вожатые – студенты педагогических вузов, проходившие практику в лагере. Четвертый – Вадим Виноградов, заместитель директора Елены Решетовой. Не исключено, что у него была «корочка» инструктора, но сути это не меняет.

Спустя примерно час после старта на озере разыгралась самая настоящая буря. Высота волн достигала полутора метров, а видимость была нулевой. Лодки опрокинулись, дети оказались в воде. Теперь уже понятно: поход был самой настоящей авантюрой.

«Комсомолке» удалось связаться с бывшим сотрудником лагеря «Парк-Отель Сямозеро» и узнать, что же за дела там творились.

КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

Лагерь активного отдыха «Парк-Отель Сямозеро» был основан в 2008 году на месте бывшего пионерского лагеря «Лесная Сказка». Его открыла компания Karelia Open (или «Открытая Карелия»). Помимо этого объекта, у компании есть еще несколько гостиниц в регионе.

Елена Решетова, которую сейчас называют владелицей компании, по информации «КП» - просто директор. Приехала в Карелию из Москвы.

Единственным по-настоящему взрослым человеком в походе был Вадим Виноградов. Судя по его странице "Вконтакте", Вадим - активный участник КВН,

Единственным по-настоящему взрослым человеком в походе был Вадим Виноградов. Судя по его странице "Вконтакте", Вадим - активный участник КВН,

Фото: СОЦСЕТИ

Эти места, конечно, для бизнеса очень привлекательные: чистая природа, великолепные виды. От Петрозаводска – порядка 70 километров. А еще здесь уже была создана вся необходимая инфраструктура. В распоряжение Решетовой поступили четыре добротных кирпичных корпуса – каждый рассчитан на проживание 50 детей (в комнаты заселяли по 4 ребенка). Чуть позже добавился еще один корпус такой же вместительности.

Как рассказал нам бывший сотрудник лагеря Виктор Фадеев (имя изменено по его просьбе – прим. Ред.), лагерь создавался, чуть ли не как первый детский экстремальный в России.

- Программа «Школа рейнджера» была разработана профессиональными педагогами по туризму одним из образовательных центров Петрозаводска, - рассказал нам Фадеев. – Включала в себя четыре направления: изучение флоры и фауны, пешие походы, выживание в лесу и водная практика, она называлась «Помор». Вот как раз ребята, попавшие в шторм, были на последнем направлении.

Дело-то в общем хорошее: в «Школе рейнджеров» городских ребят учили ориентироваться в лесу, выживать в экстремальных ситуациях, уметь выдерживать сильный стресс…

Вопрос только в том, кто учил. Как выяснила «КП», с каждым годом в лагере оставалось все меньше педагогов и профессиональных инструкторов. На смену им приходили девочки-практикантки из педагогических вузов.

ИНСТРУКТОРОВ ВЫСЕЛИЛИ В ПОДСОБКУ

Хотя с инструкторами с самого начала не заладилось. Да, программу для «Робинзонов» и «Поморов» разрабатывали профессиональные инструкторы.

А кто в реальности работал с детьми? Вы угадали: обычные учителя с опытом походной жизни.

- На отряд выделялся один инструктор: обычно педагог с туристическим опытом, и двое вожатых, а вожатые, это частенько студенты-практиканты, - говорит Виктор Фадеев.

Отрядов, как мы помним, четверо. Их численность постепенно росла – с 30-35 человек в 2008 году до почти 50 в 2016. Ничего личного, только бизнес: проект-то коммерческий. Чем больше детей приедет, тем больше денег заработают владельцы.

Часть времени дети проводили в палатках.

Часть времени дети проводили в палатках.

Фото: СОЦСЕТИ

Доходило до абсурда: в какой-то момент немногих оставшихся профессиональных инструкторов выселили из корпусов в техническое помещение, а освободившиеся комнаты заставили кроватями. Так продали еще штук 20 путевок.

Инструкторы потихоньку потянулись прочь.

- Зарплаты работникам платили не очень и задерживали подолгу, по этой причине в лагере работало всё меньше квалифицированных инструкторов по туризму, - вздыхает Виктор. Он сам в лагере отработал почти 5 лет и видел, как постепенно деградирует система.

СТУДЕНТОВ СГОНЯЛИ СИЛОЙ?

Когда ушли инструкторы, пришли студенты первых курсов педагогических вузов. Как теперь выясняется, они вовсе не горели желанием работать с ребятней. Просто у них выбора не было.

- Мы проходили практику в лагере под угрозами отчисления. Нам было сказано: «Если по каким-либо причинам вы уедете из лагеря, даже если это ЧП, будем ставить вопрос о вашем отчислении», - рассказала уже после трагедии одна из девчонок по имени Ксения, работавшая в лагере в прошлом году.

Она неплохо знает Люду Васильеву – одну из девушек, которая была с ребятами 18 июня на озере. По ее словам, Васильева тоже не хотела ехать. Она вообще впервые в тот день вышла на «большую воду».

Дети жили в корпусах, оставшихся еще с советских времен.

Дети жили в корпусах, оставшихся еще с советских времен.

Фото: СОЦСЕТИ

- Девочки уехали в лагерь, не имея никакой подготовки. Они не работали в лагере и не пришли никаких курсов по инструкторским работам, - говорит Ксения.

При этом, по ее словам, студентов-вожатых заставляли еще красить стулья и скамейки.

По данным Ксения, на момент ЧП в лагере находилось около 300 детей.

ДЕТЕЙ ДОЛЖНЫ БЫЛО БЫТЬ МЕНЬШЕ

Но в то, что произошло 18 июня, ни Ксения, ни Виктор до сих пор поверить не могут.

- Мне кажется, причина трагедии просто в глупости отправляться в поход в таких погодных условиях, - рассуждает Фадеев. – Знаю лично некоторых организаторов, поверить не могу в принятии ими настолько глупого решения.

Впрочем, речь тут, судя по всему, не о глупости, а о человеческой жадности.

- Изначально программы рассчитывали на 20-30 человек, и с ними инструктор и двое вожатых, - говорит Виктор.

По его словам, в первые годы в поход выходили на четырехместных лодках, потом купили 8- и 12-местные.

С каждым годом аппетиты коммерсантов росли, хотелось продавать еще больше и больше путевок. Зря, что ли, построили дополнительный корпус?

ПУТЕВКИ ОПЛАЧИВАЛ БЮДЖЕТ

После трагедии на Сямозере в Интернете пошла волна: мол, и раньше лагерь ругали. Дескать, кормили не пойми чем, дети жили в плохих условиях.

- Питание было хорошим, правда. Просто в походах дети должны были, под присмотром инструктора, готовить себе сами. Вы же понимаете, что не каждому ребенку легко отказаться от привычных вещей в еде, - говорит Фадеев.

По его словам, с жилищными условиями тоже не было проблем. По крайней мере, детей в бытовки, как инструкторов, не переселяли. А некоторый аскетизм объяснялся условиями авторской программы «Школа Рейнджера».

В лодках ребятня проводила достаточно много времени.

В лодках ребятня проводила достаточно много времени.

Фото: СОЦСЕТИ

При всем при этом, по информации с сайта Karelia Open, путевка в экстремальный лагерь стоила 31.5 тысячу рублей. Но заполнялся лагерь в основном «льготниками».

Каким-то образом руководству удавалось год за годом получать контракты на работу с петербургскими и московскими детьми, которых направляли на отдых по социальным путевкам.

Поездки оплачивались из бюджета, доход у фирмы был стабильный. Увы, субботняя трагедия показала: в лагере о деньгах думали чуть больше, чем следовало бы.

Интересно, что первыми на помощь детям утром 19 июня пришли сотрудники соседней турбазы. Не исключено, что Елена Решетова еще вечером в субботу узнала о произошедшем, но не оценила ее масштаб и решила не звонить в МЧС, чтобы не афишировать ЧП.

Добавим: все четверо вожатых, находившихся в лодках и на плоту, уже задержаны. Под стражей и директор «Парк-Отеля Сямозеро» Елена Решетова.

Поиски пропавшего без вести ребенка продолжаются.

Во вторник суд должен принять решение об аресте сотрудников лагеря. Корреспондент «Комсомолки» работает на месте событий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Во время шторма на озере в Карелии погибли 13 детей и инструктор

ЧП произошло 18 июня на озере Сямозеро в Пряжинском районе Карелии. В шторм попала туристическая группа, сплавляющаяся на двух лодках и одном рафте, то есть плоту (подробнее)

Выжившие на озере дети 9 часов провели в холодной воде

Огромные волны разметали лодки, больше 30 детей оказались в воде. Ночь они провели на небольших необитаемых островках. Страдая от голода и жажды, тщетно пытаясь согреться, ребята не знали, на что надеяться (подробности)

Организатор речных сплавов: Руководство лагеря в Карелии должно было запросить погоду

Специалисты рассказали, как должны быть организованы такие походы, и в чем фатально ошиблось руководство детского лагеря (подробности).