Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Наука20 мая 2016 17:10

Из Москвы до Питера за 30 минут

Первый в мире сверхскоростной вакуумный поезд Hyperloop может быть построен в России [инфографика, видео]
Первый в мире сверхскоростной вакуумный поезд Hyperloop может быть построен в России.

Первый в мире сверхскоростной вакуумный поезд Hyperloop может быть построен в России.

Фото: Тимур ХАНОВ

Вакуумный поезд называют пятым видом транспорта. Но по быстроте передвижения он во много раз превосходит и самолет, и железную дорогу, и тем более корабль с автомобилем.

Суть идеи проста, как Колумбово яйцо. Быстро двигаться по поверхности нам мешает сила трения и сопротивление воздуха. И ученые придумали, как обойти это препятствие. Надо запустить в вакуумной трубе поезд на воздушной или магнитной подушке. Любопытно, что родилась эта идея в России. Физик из Томского университета Борис Вейнберг предложил проект вакуумного транспорта на магнитном подвесе еще в 1914 году. И не просто предложил, но и частично реализовал на практике! Он первым в мире создал опытную действующую установку. Она представляла собой медную трубу, в которой вагон весом в 10 килограмм удалось разогнать до скорости 6 км/час. Это убедило ученого, что с технической точки зрения проект вполне осуществим. При этом еще тогда Вейнберг рассчитал, что вакуумные поезда способны развивать немыслимую по тем временам скорость в 1000 км/час. Осуществлению проекта помешала Первая мировая война. Медь, из которой была изготовлена труба, понадобилась для нужд оборонной промышленности и установку демонтировали...

Сейчас этот проект продвигает американский миллиардер и изобретатель Илон Маск. Он известен, как создатель первой частной космической компании SpaceX, которая производит космические корабли Dragon и ракета-носители Falcon. То есть, дяденька он серьезный и слов на ветер не бросает.

Картина, которую сейчас рисует Маск, вызывает у инвесторов усиленное слюноотделение. Он рассчитал, что строительство трубопровода между Сан-Франциско и Лос-Анжелесом (расстояние 558 км по прямой) обойдется в 7,5 миллиардов долларов. Окупаемость проекта составляет 20 лет при пропускной способности 7,4 миллиона человек в год. Электродвигатели будут работать от энергии солнечных батарей, а значит этот вид транспорта станет не только экологически чистым. Излишки произведенной электроэнергии можно будет продавать на рынке. Согласно расчетам дорога будет потреблять 21 МВатт, а солнечные элементы смогут вырабатывать значительно больше - 57 МВатт.

.

.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Но внимание, самое главное: время в пути займет всего лишь 30 (!) минут, а стоимость билета - 20 долларов. Сравните эти цифры со стоимостью проезда в «Сапсане» от Питера до Москвы (расстояние между городами примерно такое же). Неудивительно, что вакуумным поездом заинтересовались и в России.

Одним из инвесторов проекта стал один из богатейших людей России и президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. По состоянию на 2012 год он возглавлял рейтинг российских миллиардеров, его состояние оценивалось в 18 миллиардов долларов. Фирма Oerlikon Leybold Vacuum, принадлежащая Вексельбергу, включилась в проект Hyperloop в прошлом году. Специалисты компании занимаются разработкой оборудования для создания вакуума в транспортной трубе.

А недавно СМИ сообщили о том, что РЖД и американская компания Hyperloop One создали рабочую группу, которая обсудит перспективы строительства вакуумной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. К концу года наши железнодорожники должны принять окончательное решение давать ли затее зеленый свет.

Информацию о том, что Россия готова использовать такую технологию подтвердил на днях и министр транспорта Максим Соколов.

- Не только американцы, но и наши ученые думают над созданием таких проектов. - заявил чиновник. - Есть определенные наработки в Санкт-Петербургском университете путей сообщения. Я видел два года назад опыты с транспортировкой железнодорожного контейнера. Но проект Илона Маска в последнее время набрал неплохую динамику. Россия не просто присматривается к таким проектам, но понимает, что за ними будущее.